Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.2020 N Ф07-3253/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 N 13АП-35697/2019 по делу N А42-7274/2019
В удовлетворении заявления о признании недействительным приказа об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы в отношении проекта освоения арендуемого лесного участка отказано правомерно, поскольку проектом предусмотрено ограждение лесного участка, которое противоречит лесному законодательству и препятствует гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесах.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 N 13АП-35697/2019 по делу N А42-7274/2019
В удовлетворении заявления о признании недействительным приказа об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы в отношении проекта освоения арендуемого лесного участка отказано правомерно, поскольку проектом предусмотрено ограждение лесного участка, которое противоречит лесному законодательству и препятствует гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесах.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2020 г. N 13АП-35697/2019
Дело N А42-7274/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Балаев К.К. (доверенность от 13.01.2020)
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35697/2019) АО "СУДОМЕХ САПЛАЙ"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2019 по делу N А42-7274/2019 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению АО "СУДОМЕХ САПЛАЙ"
к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области
о признании,
установил:
Акционерное общество "Судомех Саплай" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство) от 21.12.2018 N 592 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения арендуемого Обществом лесного участка.
Решением от 16.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, полагая, что возведением ограничительных сооружений Обществом нарушения ст. 11 Лесного кодекса РФ не допущены, данные ограждения возведены еще в 2016 году, правомерность из возведения подтверждалась утверждением Министерством приказом от 30.05.2016 N 213 положительного заключения проекта, предусматривающего наличие данных ограждений.
Министерство возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 02.12.2008 N 59 аренды лесного участка площадью 4 га Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества с кадастровым номером 51:00:000000:0002, расположенного в Кольском районе Мурманской области, квартал 108, выделы 26, 31, 47, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 47 лет до 01.12.2055.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 28.11.2018 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении арендуемого лесного участка.
Приказом Министерства от 21.12.2018 N 592 утверждено отрицательное заключение представленного проекта, согласно которому в таблицу N 10 раздела 4, таблицы NN 35, 37 раздела 7 этого проекта включены две ограничительные перекладины (автоматические шлагбаумы) длиной 4 метра каждая, а в графе 7 указанных таблиц (NN 10, 35) обозначена цель (характеристика) данных объектов - для ограничения проезда техники на береговую полосу, что противоречит ст. 11 Лесного кодекса РФ.
Полагая данный приказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка N 496).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка N 496 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Статья 41 ЛК РФ устанавливает, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).
Объекты, возведение которых допускается для осуществления рекреационной деятельности, определены пунктом 6 Перечня N 849-р, в которой не включена возможность возведения ограждений, шлагбаумов и иных ограничивающих проезд сооружений.
В силу статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (часть 1). Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (часть 4). Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ (часть 5). Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных названным Кодексом (часть 8).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение предусмотренного проектом освоения лесов на спорном лесном участке ограждения противоречит лесному законодательству и целям использования лесного участка, поскольку препятствует гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесах, выполнено не в целях охраны лесопарковой зоны, обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении каких-либо работ и не является объектом, предусмотренным пунктом 6 Перечня N 849-р.
Вопреки доводам Общества утвержденное приказом Министерства отрицательное заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов соответствует ЛК РФ, Порядку N 496.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, отклонив ссылку Общества на то, что ранее Министерство допускало наличие спорных ограждений (ограничительных перекладин) путем утверждения приказом от 30.05.2016 N 213 положительного заключения по Проекту освоения лесов от 2014, поскольку законность данного заключения не оценивается в рамках настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2019 по делу N А42-7274/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
Ю.С.БАЖЕНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА