Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 N 13АП-35547/2021 по делу N А56-47999/2021
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта защиты, управляющей организацией которого является заявитель, установлены нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 N 13АП-35547/2021 по делу N А56-47999/2021
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки объекта защиты, управляющей организацией которого является заявитель, установлены нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2022 г. N 13АП-35547/2021
Дело N А56-47999/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С. (до перерыва), Шпакович Ю.В. (после перерыва)
при участии:
от заявителя: Гимадеева Л.Р. по доверенности от 14.01.2021 (до перерыва), Зимовец С.А. по доверенности от 26.01.2021 (после перерыва)
от заинтересованного лица: не явился, извещен (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35547/2021) общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2021 по делу N А56-47999/2021 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри"
к Управлению по Курортному району Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Управления по Курортному району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда от 15.09.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 15.09.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не является ни застройщиком, ни правообладателем корпуса санаторно-курортного учреждения "Светлый мир "Внутри" по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, д. Таможенная, д. 11, корп. 1, стр. 6, а осуществляет управление на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 01.12.2018 N ТД/6. Податель жалобы также указывает, что собственнику апартаментов Волкову П.А. были направлены предписания об устранении нарушений, путем их размещения в почтовые ящики. Также податель жалобы указывает, что согласно
пункту 1 СП 1.13130.2020 требования свода
правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ. На основании изложенного, податель жалобы полагает, что оспариваемое предписание от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 содержит незаконные требования, а также не соответствует критерию исполнимости.
В судебном заседании 07.12.2021 представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Обществом также представлены в материалы дела доказательства направления собственнику апартаментов Волкову П.А. предписания от 20.02.2020 N 6-604 по загромождению и захламлению эвакуационных путей в местах общего пользования, а также восстановление дверного полотна входной двери в начальное состояние; документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 07.12.2021 объявлен перерыв до 10 час. 50 мин. 14.12.2021 для предоставления Обществом копии договора управления апартаментами; после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Общества; представленный Обществом договор управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, от 02.02.2019 приобщен судом к материалам дела.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений
части 1 статьи 121 АПК РФ и
пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебные заседания своих представителей не направило, что в силу
статей 156,
266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.01.2021 N 35-1-53 с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 25.06.2020 N 35-1-207/1/1, Управлением 12.03.2021 проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, д. Таможенная, д. 11, корп. 1, стр. 6, управляющей организацией которого является ООО "Светлый мир "Внутри".
В ходе проведения проверки Управлением был выявлен факт невыполнения пункта 28 предписания от 25.06.2020 N 35-1-207/1/1, а именно:
- в помещении поэтажного коридора 6-го этажа стр. N 6 ширина горизонтального участка пути эвакуации не соответствует нормативной с учетом двери, открывающейся из помещения апартаментов N 604 в коридор (фактически ширина дверного полотна - 0,89 м, ширина коридора - 1,37 м), что является нарушением
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ),
пунктов 4.3.3,
4.3.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020).
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 12.03.2021 N 35-1-53.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения Управлением нового предписания от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок по 04.07.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции от 15.09.2021 ввиду следующего.
По смыслу
статей 198 и
201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со
статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии со
статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статьям 2 и
20 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 N 194 утвержден Свод правил
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020), который относится к нормативным документам по пожарной безопасности, в результате применения которых обеспечивается исполнение требований
Закона N 123-ФЗ.
Пунктом 4.3.3 СП 1.13130.2020 установлено, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
- 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек;
- 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
- 1,0 м - во всех остальных случаях.
При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
- на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более;
- на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей.
В рассматриваемом случае, Управлением в ходе проверки установлено, что в помещении поэтажного коридора 6-го этажа стр. N 6 ширина горизонтального участка пути эвакуации не соответствует нормативной с учетом двери, открывающейся из помещения апартаментов N 604 в коридор (фактически ширина дверного полотна - 0,89 м, ширина коридора - 1,37 м), что является нарушением
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ,
пунктов 4.3.3,
4.3.4 СП 1.13130.2020.
При этом требования, предусмотренные
Законом N 123-ФЗ,
СП 1.13130.2020, нарушения которых вменено Обществу, обязательны к соблюдению всеми лицами независимо от их правового статуса и осуществляемой деятельности, поскольку направлены на обеспечение защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Ссылки Общества на то, что требования
СП 1.13130.2020 распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку аналогичные требования были предусмотрены
СП 1.13030.2009, действовавший на дату строительства и ввода в эксплуатацию спорного объекта в 2017 году. Кроме того, устранение нарушения (уменьшение размера двери конкретных апартаментов) не требует внесения изменений в конструкцию коридора.
Как усматривается из материалов дела, Общество является управляющей компанией объекта защиты на основании решения общего собрания собственников помещений санаторно-курортного учреждения "Светлый мир "Внутри", договоров управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам, заключенных с собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 1.2 Договора управления апартаментами и другими нежилыми помещениями, принадлежащими гражданам (далее - Договор), ООО "Светлый мир "Внутри" обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества комплекса.
Также согласно пункту 5.1 Договора общим имуществом комплекса являются, в том числе, места общего пользования.
Таким образом, произведенные собственниками нежилых помещений (апартаментов) перепланировки по изменению направления открывания дверей, не согласованные в установленном порядке, ведут к нарушениям требований пожарной безопасности в местах общего пользования санаторно-курортного учреждения (поэтажных коридорах).
Вместе с тем, на основании пунктов 3.2 - 3.4 Договора перепланировка апартаментов должна осуществляться согласно проекту перепланировки, согласованного с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 3.5 Договора собственники апартаментов несут предусмотренную законодательством ответственность за самовольное переустройство/перепланировку апартаментов.
В рассматриваемом случае Общество, как управляющая организация, которой переданы функции по управлению спорным объектом защиты, является лицом, ответственным за содержание общего имущества комплекса, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности на территории и в местах общего пользования (в том числе поэтажных коридорах), а, следовательно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Доказательства принятия необходимых и исчерпывающих мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности в спорном комплексе, Обществом в материалы дела не представлены.
Как указывает податель жалобы, апартаменты N 604, являются собственностью Волкова П.А., в адрес которого управляющей организацией были направлены предписания по восстановлению дверного полотна входной двери в начальное состояние.
Вместе с тем, направление Обществом одного предписания от 20.02.2020 N 6-604 не свидетельствует о принятии необходимых и достаточных мер по устранению нарушений и обеспечению соблюдения в управляемом Обществом комплексе требований пожарной безопасности. Доказательства направления иных предписаний собственнику апартаментов N 604, равно как и доказательства обращения в суд с требованием об устранении несогласованной перепланировки, Обществом в материалы дела не представлены.
Таким образом, оспариваемое Обществом предписание Управления от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Управлением нарушений требований
Закона N 123-ФЗ и
СП 1.13130.2020 со стороны Общества. Само по себе несогласие заявителя с выявленными нарушениями не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Управления от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 12.03.2021 N 35-1-53/1/1 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Светлый мир "Внутри" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 15.09.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Светлый мир "Внутри" не имеется.
В соответствии со
статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 29.09.2021 N 2403) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2021 года по делу N А56-47999/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Светлый мир "Внутри" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 29.09.2021 N 2403.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И.ДЕНИСЮК
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС