Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2021 N Ф07-9716/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 N 13АП-9933/2021 по делу N А56-77156/2020
Категория: Споры в сфере управления и контроля за муниципальным, региональным, федеральным имуществом.
Требования заявителя: Об обязании принять в государственную собственность гидранты пожарные подземные на водопроводной сети.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, ранее переданных в собственность субъекта РФ.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 N 13АП-9933/2021 по делу N А56-77156/2020
Категория: Споры в сфере управления и контроля за муниципальным, региональным, федеральным имуществом.
Требования заявителя: Об обязании принять в государственную собственность гидранты пожарные подземные на водопроводной сети.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, ранее переданных в собственность субъекта РФ.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2021 г. N 13АП-9933/2021
Дело N А56-77156/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Малащенко Е.О., на основании доверенности от 20.07.2020,
от ответчика: представитель Зотов Н.Ю., на основании доверенности от 30.12.2020,
от 3-го лица: представитель Зотов Н.Ю., на основании доверенности от 28.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9933/2021) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по делу N А56-77156/2020, принятое по иску:
истец: Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (адрес: Россия, 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, улица Советская, 12, ОГРН: 1054700191391, Дата присвоения ОГРН: 28.12.2005, ИНН: 4704063710)
ответчик: Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, улица Лафонская, дом 6, литера А, ОГРН: 1037843029498, Дата присвоения ОГРН: 04.02.2003, ИНН: 4700000483)
третье лицо: государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (адрес: Россия, 188800, Ленинградская область, Выборгский район, город Выборг, улица Куйбышева, дом 13, ОГРН: 1167847156300, Дата присвоения ОГРН: 29.03.2016, ИНН: 4703144282)
об обязании,
установил:
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) об обязании принять в государственную собственность Ленинградской области гидранты пожарные подземные на водопроводной сети, расположенные в г. Выборге, в количестве 22 штук.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области" (далее - Предприятие).
Решением от 12.02.2021 в иске отказано.
Не согласившись с указанным
решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права; ссылается на то, что пожарные гидранты не являются самостоятельными объектами имущественных прав, а являются неотъемлемой частью единого комплекса водоснабжения и водоотведения населенного пункта, ранее переданного истцом в собственность Ленинградской области совместно с сетями водоснабжения во исполнение Областного
закона Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области"; указывает, что спорное имущество является индивидуально-определенным и отдельно отражено на балансе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Определением от 25.06.2021 ввиду нахождения судьи Баженовой Ю.С. в очередном отпуске, в соответствии с
пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Баженовой Ю.С. на судью Нестерова С.А.
В судебном заседании Администрация поддержала доводы апелляционной жалобы, Комитет и Предприятие просили в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец ходатайствовал о приобщении к материалам дела копий акта экспертизы N 100416, писем Предприятия от 16.06.2020 и от 24.07.2019.
В целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела апелляционный суд счел возможным приобщить к материалам дела указанные документы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области обратился в Комитет с пакетом документов, установленным
постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, с целью передачи в государственную собственность Ленинградской области движимого имущества казны муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области, расположенного в границах города Выборга:
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Сторожевая Башня, д. 23;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Сторожевая Башня, д. 2;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - по улице Выборгская - улица Германа Титова;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Офицерская, д. 4;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Пушкина, д. 10;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - бульвар Кутузова, д. 43;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Гагарина между ул. Стартовая и пер. Одесский;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Некрасова, д. 10;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Некрасова, д. 11а;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Крепостная, д. 39;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Краснофлотская - ул. Крепостная;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети, ул. Большая Гвардейская, д. 23;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Октябрьская, д 2, ЦРБ;
- гидрант пожарный подземный на водопроводной сети - ул. Большая Гвардейская, д. 9;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Пушкина, (между ул. Выборгская и ул. Морская Набережная);
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Андреевская, д. 7;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Большая Прорубная, у дома 53 по Ленинградскому шоссе;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Кооперативная на пересечении с ул. Малая Водяная д. 7;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Октябрьская;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Стрелковая, д. 9;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Ардышева, д. 12;
- гидрант пожарный подземный Jaffar 8854 на водопроводной сети - ул. Матвеевская, д. 7.
Комитет и Предприятие сообщили о невозможности принятия пожарных гидрантов в собственность Ленинградской области.
Посчитав решение Комитета незаконным, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Областным
законом Ленинградской области от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены к исполнению Ленинградской области на неопределенный срок.
В соответствии с
распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2017 N 753-р в государственную собственность Ленинградской области передано муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Выборга", а также недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в том числе наружные сети водопровода с находящимися на них пожарными гидрантами.
Как указывает истец, в настоящее время не переданными в государственную собственность Ленинградской области остались 22 пожарных гидранта.
В суд апелляционной инстанции истец представил дополнительные доказательства в обоснование довода о том, что спорные пожарные гидранты являются составной частью водопроводных сетей, ранее переданных в собственность Ленинградской области.
Повторно проанализировав представленные доказательства, а также исследовав вновь представленные документы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Представленные истцом доказательства, в том числе акт экспертизы N 100416 не позволяют прийти к выводу о том, что спорные гидранты являются единым целым с водопроводными сетями, переданными в собственность области.
Таким образом, не доказаны доводы о том, что сети водоснабжения и водоотведения, переданные в собственность Ленинградской области, и спорные пожарные гидранты являются сложной вещью и не могут находиться в собственности разных лиц в силу
статьи 134 ГК РФ.
Кроме того, стоит отметить следующее.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Частью 1 статьи 62 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (
часть 2 статьи 62 Закона N 123-ФЗ).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются
Законом N 123-ФЗ (
часть 3 статьи 62 Закона N 123-ФЗ).
В
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено понятие первичных мер пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Законом N 69-ФЗ предусмотрено разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Положениями
части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта.
В силу
части 2 статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности наряду с иными включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Пожарный гидрант является устройством, предназначенным для забора воды передвижной техникой пожаротушения - источником пожарного водоснабжения, которое оборудуется на сетях пожарного водопровода, либо на сетях хозяйственно-бытового, промышленного водопровода в рамках обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим отдельный режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, который устанавливается Федеральным
законом от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении".
Частью 1 статьи N 50 Закона N 131-ФЗ определен перечень имущества, которым в соответствии с его назначением может находиться в собственности муниципального образования:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным
законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном
частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В силу
статей 126 и
127 Закона N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Статьей 63 указанного Закона установлено, что к первичным мерам пожарной безопасности относится, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно
статьям 10 и
19 Закона N 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным
Законом является расходным обязательством муниципального образования.
Субъект Российской Федерации - Ленинградская область - не имеет полномочий по обеспечению мер первичной пожарной безопасности.
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным
законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном
частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
В целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления принят Областной
закон N 153-оз.
Между тем, полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не перераспределены Ленинградской области. Данные полномочия не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению и не упоминаются в Федеральном
законе от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении".
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по делу N А56-77156/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В.ГАЛЕНКИНА
Судьи
С.А.НЕСТЕРОВ
Н.С.ПОЛУБЕХИНА