Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2019 N Ф07-6638/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 N 13АП-395/2019 по делу N А56-114882/2018
Требование о признании недействительным предписания уполномоченного органа о демонтаже объекта для размещения информации удовлетворено, поскольку размещение на автозаправочных станциях флагштоков с фирменными вымпелами предусмотрено пунктом 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, обязательных для применения на всей территории Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей и организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 N 13АП-395/2019 по делу N А56-114882/2018
Требование о признании недействительным предписания уполномоченного органа о демонтаже объекта для размещения информации удовлетворено, поскольку размещение на автозаправочных станциях флагштоков с фирменными вымпелами предусмотрено пунктом 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, обязательных для применения на всей территории Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей и организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2019 г. N 13АП-395/2019
Дело N А56-114882/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Данченко В.А. - доверенность от 01.02.2019
от ответчика (должника): Кушнир Е.Е. - доверенность от 26.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (рег. номер 13АП-395/2019) ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 по делу N А56-114882/2018 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о демонтаже объекта для размещения информации от 07.06.2018 N 06-23-9014/18.
Решением суда от 27.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный, полагая, что при вынесении судебного акта судом не в полном объеме были исследованы все обстоятельства дела, неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. По мнению подателя жалобы, спорные объекты не подлежат демонтажу в силу
пункта 6 Положения о порядке выявления, демонтажа, хранения, возврата и утилизации объектов для размещения информации, установленных, перемещенных или эксплуатируемых без размещения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, утв. Распоряжением Комитета от 20.09.2017 N 72-р. Кроме того, флагштоки на АЗС установлены в соответствии с
пунктом 3.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных
Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сотрудниками СПб ГКУ "Городская реклама и информация" по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 37, корп. 1, лит. А, выявлен факт эксплуатации объектов для размещения информации, флагшток на газоне "...Лукойл..." без разрешений, выданных уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
По указанному адресу располагается автозаправочная станция (АЗС), принадлежащая Заявителю на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АБ N 241214), на которой осуществляется реализация моторного топлива и сопутствующих товаров.
В связи с выявленным нарушением Обществу выдано предписание от 07.06.2018 N 06-23-9014/18 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации.
Общество оспорило указанное предписание в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что
пунктом 2.6 Приложения N 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961) к элементам благоустройства относятся, в том числе, объекты для размещения информации, к которым отнесены, в частности, вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации, установка которых в силу
пункта 2.3.5.8.11 названных Правил допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а следовательно, Общество допустило нарушение, не согласовав размещение указанных флагов, которые подлежат демонтажу.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В силу
пункта 27.2 Правил N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка элементов.
Таким образом, действительно, исходя из содержания вышеприведенных
правил, размещение элементов благоустройства, в том числе объектов для размещения информации, разрешается только с разрешения уполномоченного органа.
Согласно
пункту 27.8.7 Правил N 961 при подтверждении самовольной установки (размещения) элементов на территории Санкт-Петербурга уполномоченное лицо вручает (направляет) собственнику элемента уведомление о демонтаже самовольно установленного (размещенного) элемента благоустройства по
форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Перечню (далее - уведомление) и копию акта выявления с установлением срока самостоятельного освобождения земельного участка.
Следовательно, исходя из логического и смыслового содержания вышеприведенных правил, демонтажу подлежит только самовольно установленные элемент (объекты для размещения информации).
По мнению административного органа, флагштоки с надписью "Лукойл" являются объектом для размещения информации, упомянутые в
пункте 2.6 Приложения N 2 к Правилам (пилоны автозаправочных станций),
Вместе с тем, размещение флагштоков с фирменными вымпелами предусмотрено
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных
приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229.
Так в
пункте 3.3 названных Правил указано, что допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации.
В силу
пунктов 1.1 -
1.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Положения и требования настоящего
РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования
РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Таким образом, флагштоки, содержащие наименование организации, размещены в соответствии с
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, которые не отменены в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению.
Учитывая, что флаги с надписью "Лукойл" размещены непосредственно на территории автозаправочной станции, в месте реализации Обществом товаров, их наличие соответствует требованиям законодательства и обычаям делового оборота. Кроме того, их размещение было предусмотрено проектной документацией, согласованной в 2003 году в установленном законом порядке, АЗС введена в эксплуатацию с учетом установленных в определенных документацией местах флагштоков (ссылка на Акт приемочной комиссии от 29..10.2003 содержится в Свидетельстве о государственной регистрации права от 10.11.2004, л.д. 16, 17), следовательно, размещение спорных объектов нельзя признать самовольным.
Кроме того, в силу
пункта 27.5.1 приложения N 5 к Правилам N 961 Порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства применяется к лицам, осуществляющим самовольное размещение элементов благоустройства после вступления в силу настоящих
Правил.
Согласно
пункту 16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 постановление (
Правила благоустройства) вступило в силу с 01.01.2017, в то время как спорные флагштоки размещены на АЗС в 2003 году в соответствии с
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Непридание
Правилам N 961 обратной силы призвано стабилизировать хозяйственный оборот, соблюсти баланс частных и публичных интересов.
Более того, на сегодняшний день спорные объекты в любом случае не могут быть демонтированы, что следует из содержания
абзаца 3 пункта 27.3 Правил N 961, согласно которому Порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства не распространяется на отношения, связанные с демонтажем рекламных конструкций, объектов для размещения информации, на растительный компонент (в редакции
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2019 N 83).
Также в силу
пункта 6 Положения о порядке выявления, демонтажа, хранения, возврата и утилизации объектов для размещения информации, установленных, перемещенных или эксплуатируемых без размещения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, утв. Распоряжением Комитета от 20.09.2017 N 72-р, не подлежат демонтажу объекты, содержащие исключительно информацию, доведение которой до третьих лиц является обязательным в силу требований действующего законодательства.
Апелляционной коллегией приняты во внимание также следующие обстоятельства.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) подлежит административной ответственности самовольная установка или перемещение объекта для размещения информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а равно эксплуатация указанных объектов, установленных и (или) перемещенных самовольно, без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Комитет постановлением от 24.07.2018 по делу N 9028/18 прекратил в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения, таким образом, не признав спорные объекты незаконно установленными.
Более того, письмом Комитета от 23.11.2018 N 01-35-3391/18-0-0 было отозвано оспариваемое предписание, что свидетельствует о том, что уполномоченный орган не был уверен в правильности своей позиции, а размещенные на АЗС флагштоки не считал незаконно установленными.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как вынесенное при неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого предписания Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга о демонтаже объекта для размещения информации от 07.06.2018 N 06-23-9014/18, как не соответствующего требованиям закона и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской деятельности (
статьи 198 и
201 АПК РФ).
В соответствии со
статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат взысканию с Комитета в пользу Общества, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. на основании платежного поручения от 24.12.2018 N 47623 подлежит возврату ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 2 статьи 269,
статьями 270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2018 года по делу N А56-114882/2018 отменить.
Признать недействительным предписание Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 07.06.2018 N 06-23-9014/18 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации.
Взыскать с Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Северо - Западнефтепродукт" 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл - Северо - Западнефтепродукт" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины на основании платежного поручения от 24.12.2018 N 47623.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
Е.А.СОМОВА