Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 N 13АП-25553/2022 по делу N А56-38190/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В отношении управляющей компании вынесено предписание в связи с тем, что по результатам выездной проверки уполномоченным органом выявлено наличие замков на дверях эвакуационных выходов многоквартирного дома, а также ограничение свободного доступа (подхода) к пожарному крану.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 N 13АП-25553/2022 по делу N А56-38190/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В отношении управляющей компании вынесено предписание в связи с тем, что по результатам выездной проверки уполномоченным органом выявлено наличие замков на дверях эвакуационных выходов многоквартирного дома, а также ограничение свободного доступа (подхода) к пожарному крану.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2022 г. N 13АП-25553/2022
Дело N А56-38190/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Горбачевская О.О. по доверенности от 01.06.2022
от заинтересованных лиц: Гильштейн Р.И. по доверенностям от 22.11.2021, 21.12,2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-25553/2022) ООО "ЖКС N 1 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2022 по делу N А56-38190/2021, принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 1 Московского района"
к 1) ОНДПР Московского района УНДПР ГУ МЧС России, 2) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (ОГРН: 1089847251889, адрес: 196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, 5, далее - ООО "ЖКС N 1 Московского района", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, Московский пр-кт, д. 116; далее - Отдел, заинтересованное лицо-1) от 26.02.2021 N 36-1-61/1/1.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (ОГРН: 1047855154401, адрес: 190031, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, д. 40, лит. А; далее - Управление, заинтересованное лицо-2).
Решением от 14.06.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что устранение нарушений, указанных в предписании, находится вне компетенции Общества, которое является управляющей компанией спорного многоквартирного дома. При этом, по мнению Общества, предписание о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние должно выдаваться собственнику или нанимателю указанного помещения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Витебский, д. 85, корп. 1, управление которым осуществляет Общество.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (выход из общих коридоров на 4-6, 12 этаже в лифтовые холлы, ведущие в незадымляемую лестничную клетку типа Н1);
- ограничен свободный доступ (подход) к пожарному крану (поэтажные коридоры отделены от лифтовых холлов дверьми с замками).
По результатам проверки 26.02.2021 Обществу выдано предписание N 36-1-61/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 13).
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (
часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно
части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ.
В силу
части 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, управление спорным МКД осуществляет Общество.
Согласно
части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (
пункт 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу
подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Таким образом, по результатам анализа приведенных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции верно заключил, что управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и именно на Обществе, как на управляющей компании, лежит ответственность за соблюдением, в том числе требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В рассматриваемом случае в ходе проверки установлено нарушение требований пожарной безопасности, которое выразилось в необеспечении проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности по объемно-планировочным решениям при эксплуатации эвакуационных путей.
То обстоятельство, что спорные непроектные двери с запорами установлены собственниками жилых помещений дома, а управляющая организация без согласия собственников помещений не вправе приводить помещения в прежнее состояние, не влечет признания незаконным выданного предписания.
В данном случае следует учесть, что выбор механизма исполнения предписания оставлен Управлением на усмотрение управляющей организации, а демонтаж перегородок не является единственным способом исполнения предписания.
Ссылка суда на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018
(пункт 11) является необоснованной, поскольку касается переустройства жилого помещения, а не мест общего пользования.
Оспариваемое предписание не содержит требований о демонтаже Обществом самовольно возведенных конструкций.
Как следует из текста оспариваемого предписания, административный орган со ссылкой на
Закон о пожарной безопасности указывает на необходимость устранить выявленные в ходе проверки нарушения. При этом никакой ограничивающей управляющую компанию конкретизации ее действий предписание не содержит, т.е. предписание отличается той мерой полноты, которая необходима и достаточна для правильного однозначного уяснения адресатом действий, требующихся от него с целью соблюдения определенных нормативных положений.
Представленные в материалы дела уведомления, направленные Обществом в адрес собственников жилых помещений МКД о демонтаже спорных перегородок, очевидно не являются действенными и достаточными мерами, направленными на исполнение требований
Правил.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и не влечет для заявителя последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отклонил требование заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Апелляционный суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в рамках дела N А56-38194/2021 судами первой и апелляционной инстанций проверялась законность аналогичного предписания, выданного ООО "ЖКС N 1 Московского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2021 по указанному делу, оставленным без изменения
постановлением суда апелляционной инстанции от 26.11.2021 в удовлетворении заявленного требования ООО "ЖКС N 1 Московского района" отказано.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со
статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июня 2022 года по делу N А56-38190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Г.В.ЛЕБЕДЕВ