Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 N 13АП-8441/2024 по делу N А56-94318/2023
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки уполномоченный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований, устанавливающих противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок автозаправочной станции до края проезжей части автомобильной дороги общей сети.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 N 13АП-8441/2024 по делу N А56-94318/2023
Категория: Споры с МЧС.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки уполномоченный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований, устанавливающих противопожарное расстояние от топливораздаточных колонок автозаправочной станции до края проезжей части автомобильной дороги общей сети.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2024 г. N 13АП-8441/2024
Дело N А56-94318/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фолленвейдер Р.А.
при участии:
от заявителя: Жукова М.Ю. по доверенности от 23.10.2023;
от заинтересованного лица: Козловский Г.А. по доверенности от 09.01.2024; Лознев С.А. по доверенности от 29.12.2023;
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8441/2024) общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2024 по делу N А56-94318/2023 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт"
к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
об оспаривании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 30.06.2023 N 2305/003-78/119-П/ПВП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Решением суда от 06.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принят по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 15.04.2024.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; Представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений
части 1 статьи 121 АПК РФ и
пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу
статей 156 и
266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании решения N 2305/003-78-119-П/РВП от 31.05.2023 Управлением с 22.06.2023 по 30.06.2023 была проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - станции заправки автомобилей, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Маршала Жукова, д. 46, лит. А (далее - Объект), в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте выездной проверки от 30.06.2023.
По результатам проверки Обществу выдано Предписание об устранении в срок до 01.03.2024 нарушений требований пожарной безопасности, а именно: расстояние от топливораздаточных колонок до края проезжей части автомобильной дороги общей сети I категории менее 12 м (фактически - 8,17 м) (Федеральный
закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ:
п. 1 ч. 2 ст. 1,
п. 1 ч. 1 ст. 6,
ст. 69,
ст. 71; Свод правил
СП 156.13130.2014 "станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности":
таблица 1.
Управлением было вынесено предписание от 30.06.2023 N 2305/003-78/119-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции указал на то, что Обществом не представлено доказательств соблюдения нормативно установленных противопожарных расстояний, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания, на основании чего, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно
статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из определения нормативного правового акта, данного в
пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167
(пункт 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу
части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статьям 2 и
20 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу
части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона;
Согласно
части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ, положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Частью 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи.
Исходя из смысла
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ следует, что, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Однако, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае указанные требования не являются более высокими, чем ранее действовавшие, поскольку аналогичные требования содержались и в ранее действовавших документах по пожарной безопасности
НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", обязательных для исполнения на всех этапах эксплуатации зданий и сооружений.
Принятие норм и правил после введения спорного Объекта в эксплуатацию не освобождает Общество от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение Объекта в соответствие с установленными требованиями в ходе его эксплуатации, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Выявленные Управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация Объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
В этой связи предписание должностного лица об устранении нарушений, выявленных при проверке, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности.
В соответствии с
таблицей 15 Федерального Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I категории должно быть не менее 12 м.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно письму Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (N 01-10-9096/23-0-0 от 13.09.2023), а также общедоступной информации, содержащейся на официальном сайте Федерального дорожного агентства Росавтодор проспект Маршала Жукова относится к категории IB.
Судом первой инстанции так же обоснованно указано, что Проект АЗС "Жукова-2" прошел государственную экспертизу, что подтверждается положительным Заключением государственной экспертизы проектной документации Управления государственной экспертизы Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга N 1077-2008 от 05.12.2008, а после окончания строительства АЗС, получено Заключение N 04-09/024 от 27.04.2009 г. о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выданное Управлением государственного строительного надзора Правительства Санкт-Петербурга.
Также Обществом представлено экспертное заключение N 2 от 22.01.2024.
Заключение, представленное Обществом, не может быть принято во внимание, поскольку подтверждает соответствие проекту по IV и V категориям. Согласно заключению измерения проводились по наименьшему расстоянию от ТРК до края проезжей части автомобильной дороги, расстояние между которыми составляет 9,95 м.
Материалами дела подтверждается факт нарушения на спорном Объекте требований пожарной безопасности, установленных в предписании.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о законности и обоснованности предписания, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 февраля 2024 года по делу N А56-94318/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.МИЛЬГЕВСКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
О.В.ФУРКАЛО