Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 N 13АП-7184/2017 по делу N А56-82026/2016
В удовлетворении заявления о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии отказано, поскольку юридическое лицо оказывает услуги по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации на основании лицензии и заключенного договора возмездного оказания услуг.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 N 13АП-7184/2017 по делу N А56-82026/2016
В удовлетворении заявления о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии отказано, поскольку юридическое лицо оказывает услуги по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации на основании лицензии и заключенного договора возмездного оказания услуг.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. N 13АП-7184/2017
Дело N А56-82026/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Джураев А.А. по доверенности от 18.04.2017
от заинтересованного лица: Агеев А.В. по доверенности от 21.11.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7184/2017) ООО "ТИТАН СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2017 по делу N А56-82026/2016 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
к ООО "ТИТАН СЕРВИС"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
установил:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу (адрес: 190103, Санкт-Петербург, 9-я Красноармейская ул., д. 10Б; далее - ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН СЕРВИС" (ОГРН 1037808035890, адрес: 195276, Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 21, корп. 1, лит. А; далее - ООО "ТИТАН СЕРВИС", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23.01.2017 суд первой инстанции заявление удовлетворил, привлек ООО "ТИТАН СЕРВИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ООО "ТИТАН СЕРВИС", ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, указывает, что не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения заявления ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. Податель апелляционной жалобы также указывает на отсутствие в действиях ООО "ТИТАН СЕРВИС" события вменяемого административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что определением от 21.12.2016 суд первой инстанции назначил судебное заседание по рассмотрению заявления административного органа на 16.01.2017 в 16 час. 20 мин. Почтовое уведомление N 19085407038502 получено обществом 17.01.2017 в 16 час. 28 мин., что подтверждается копией почтового конверта и распечаткой с сайта ФГУП "Почта России".
Таким образом, образом, общество не было надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела судом первой инстанции в нарушение статьи 156 АПК РФ,
Установив предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловные основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А56-82026/2016 по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
В судебном заседании по рассмотрению дела N А56-82026/2016 по заявлению ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, представитель административного органа поддержал заявленные требования, представитель общества возражал против удовлетворения заявления административного органа.
Как следует из материалов дела, 28.10.2016 при рассмотрении результатов плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной на основании распоряжения ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу N 2-8-643 от 14 сентября 2016 года в отношении объекта защиты - нежилые помещения, встроенные в многоквартирный жилой дом по адресу: 190068, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 22, правообладателем которого является Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - ГБДОУ детский сад N 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга), установлено, что в ходе вышеуказанной проверки объекта защиты проведена проверка смонтированных систем автоматической противопожарной защиты здания. При проведении проверки установлено, что ООО "ТИТАН СЕРВИС", согласно договора на техническое обслуживание N 41/КСОБ от 11.01.2016 осуществляются работы по комплексному обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности, размещенных в помещениях ГБДОУ детский сад N 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, расположенной по адресу: 190068, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 22.
При обследовании автоматической пожарной сигнализации и проверки ее работоспособности в помещениях ГБДОУ детский сад N 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по адресу: 190068, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 22, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 83 Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические нормы и правила проектирования":
- допущена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжения 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, (п. 13.15.14 СП 5.13130.2009)
- ручной пожарный извещатель установлен на высоте более 1.6 м от уровня пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.), (по факту 1.65 м) (СП 5.13130.2009, п. 13.13.1)
- пожарные извещатели установлены на не несущей строительной конструкции (СП 5.131330.2009, п. 13.3.4)
- горизонтальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, менее 0,5 м (коридор эвакуационного выхода из группы N 2), (СП 5.131330.2009, п. 13.3.6)
- горизонтальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников, менее 0,5 м (коридор эвакуационного выхода из группы N 4), (СП 5.131330.2009, п. 13.3.6)
- при наличии одного источника электропитания системы пожарной сигнализации, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, не обеспечивают питание в дежурном режиме в течение 24 ч. плюс 1 ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы проверки направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТИТАН СЕРВИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции, заявление ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о привлечении ООО "ТИТАН СЕРВИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявления административного органа на основании следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Свою деятельность по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации ООО "Титан Сервис" осуществляет на основании лицензии МЧС России N 2-Б/01365 от 04.09.2013 в соответствии с пунктом 4, подпунктом Д Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225.
На основании договора N 41/КСОБ от 11.01.2016 (далее - договор), заключенному между ООО "ТИТАН СЕРВИС" и ГБДОУ детский сад N 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, ООО "ТИТАН СЕРВИС" оказывает услуги по комплексному обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности (далее - КСОБ). Согласно Приложению N 1 к договору исполнитель осуществляет первичное техническое обследование, эксплуатацию и использование КСОБ, техническое обслуживание КСОБ, плановое техническое обслуживание, принимает заявки на аварийное обслуживание, проводит внеплановое обслуживание, составляет паспорт КСОБ. Таким образом, общество осуществляет техническое обслуживание КСОБ на спорном объекте.
Автоматическая пожарная сигнализация смонтирована на объекте ООО "Искра" в 2008 году, что подтверждается актом от 13.01.2016 и не оспаривается административным органом. Указанным актом зафиксировано, что пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии, но в силу того, что она не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - закон N 123-ФЗ) требуется ее модернизация (л.д. 33). Актами проведения ТО на объекте за период с января по октябрь 2016 года ООО "ТИТАН СЕРВИС" зафиксировано рабочее состояние пожарной сигнализации на объекте (л.д. 34-43).
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" сформулированы требования к проектированию и установке систем пожаротушения.
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (пункт 1.1).
На основании вышеизложенного, учитывая, что ООО "ТИТАН СЕРВИС" согласно договору осуществляет техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, нарушений законодательства о пожарной безопасности по техническому обслуживанию заявителем не выявлено, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности, что в силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня его обнаружения - 28.10.2016.
Таким образом, ко дню рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (18.05.2017), срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
С учетом вышеприведенного решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2017 по делу N А56-82026/2016 подлежит отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, а заявление ОНДПР Адмиралтейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о привлечении общества к административной ответственности - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2017 по делу N А56-82026/2016 отменить.
Отказать Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН СЕРВИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.СОМОВА