Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 N 13АП-5808/2018 по делу N А56-78089/2017
Иск о взыскании ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, и возложении обязанности произвести очистку просек линии электропередач от захламления порубочными остатками удовлетворен в части, поскольку, несмотря на то что расчистка трасс производилась привлеченным подрядчиком, собственник линии электропередачи, расположенной на лесном участке, должным образом не осуществил контроль за соблюдением требований законодательства во избежание захламления лесов.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 N 13АП-5808/2018 по делу N А56-78089/2017
Иск о взыскании ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, и возложении обязанности произвести очистку просек линии электропередач от захламления порубочными остатками удовлетворен в части, поскольку, несмотря на то что расчистка трасс производилась привлеченным подрядчиком, собственник линии электропередачи, расположенной на лесном участке, должным образом не осуществил контроль за соблюдением требований законодательства во избежание захламления лесов.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2018 г. N 13АП-5808/2018
Дело N А56-78089/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Барминой И.Н.,
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казначеевым В.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Иванцовой И.А. по доверенности от 08.05.2017;
от ответчика (должника): Семочкиной С.С. по доверенности от 16.11.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5808/2018) Государственного лесного инспектора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2018 по делу N А56-78089/2017 (судья Нефедова А.Ю.), принятое
по иску (заявлению) Государственного лесного инспектора к публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
о взыскании ущерба
установил:
Государственный лесной инспектор (далее - инспектор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество) о взыскании 14 275 руб. 92 коп. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, а также возложении обязанности произвести очистку линии электропередач просек от захламления порубочными остатками в Цвылевском участковом лесничестве Тихвинского лесничества в квартале 71, выделы 22, 20 на площади 0,3 га; в квартале 72, выдел 9, на площади 0,13 га; в квартале 70, выдел 12, 13, 15, 17, на площади 0,22 га по 01.04.2018 (до начала пожароопасного сезона).
Решением суда от 23.01.2018 иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе инспектор, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Податель жалобы указывает, что выводы суда о том, что общество не является субъектом ответственности, является ошибочным, а причинение вреда лесам и захламление лесов промышленными отходами подтверждается представленными в дело доказательствами.
Распоряжением председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 в связи с прекращением полномочий судьи Горбик В.М. и уходом ее в почетную отставку дело передано в производство судьи Барминой И.Н.
В судебном заседании представитель инспектора доводы жалобы поддержал, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в Тихвинском районе по землям лесного фонда проходит линия электропередач ВЛ 330 кВ N 423 Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный.
В соответствии с свидетельством о государственной регистрации 47-АБ N 264185 от 25.04.2011 линия электропередач ВЛ 330 кВ N 423 Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный, условный номер 47-47-01-/014/2010-242 принадлежит на праве собственности ПАО "ФСК ЕЭС".
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов по результатам закупочной процедуры ПАО "ФСК ЕЭС" заключило договор подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Геоинжиниринг" (далее - ООО "Геоинжиниринг", подрядчик).
ООО "Геоинжиниринг" в соответствии с уведомлением N 473/ГН/15 от 06.07.2015 о вырубке деревьев на линейных объектах и в их охранных зонах, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, без предоставления лесных участков, на ВЛ 330 кВ N 423 "Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный", проводило работы по расширению просек ВЛ 330кВ Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный (Л423), в Цвылевском участковом лесничестве Тихвинского лесничества, квартал 70, выдел 12, 13, 15, 17.
Период проведения работ согласно уведомлению с 07.07.2015 по 30.12.2015.
В соответствии с уведомлением N 474/ГН/15 от 06.07.2015 о вырубке деревьев на линейных объектах и в их охранных зонах, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, без предоставления лесных участков, на ВЛ 330 кВ N 423 "Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный" ООО "Геоинжиниринг" проводило работы по расширению просек ВЛ 330 кВ Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный (Л423), в Цвылевском участковом лесничестве Тихвинского лесничества, квартал 71, выдел 22, 20, квартал 72, выдел 9.
Период проведения работ согласно уведомлению с 07.07.2015 по 31.12.2015.
В связи с окончанием работ в зимний период осмотр по проведенным работам ПАО "ФСК ЕЭС" назначен Тихвинским лесничеством в бесснежный период на 12.05.2016.
В присутствии представителя ПАО "ФСК ЕЭС" 12.05.2016 проведен осмотр выполненных работ на трассе ЛЭП ВЛ 330 кВ N 423 "Киришская ГРЭС - Тихвин-Литейный".
По результатам проведения мероприятий лесного контроля были обнаружены нарушения, выразившееся в следующем:
1) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 70 выдела 12, 13, 15, 17 площади 0, 22 га, которое выразилось в следующем: спиленная древесина на трассе ЛЭП находится у пня в полном объеме; на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1,0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок и находятся менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях (размер ущерба определен в 4 831 руб. 85 коп.);
2) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 71 выдела 20,22 на площади 0, 3 га, которое выразилось в следующем: имеется бросовая древесина, на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1.0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок и находятся менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях, имеется склады с гниющей древесиной, не отделенные противопожарной минерализованной полосой, а также находятся на расстоянии менее 40 м от стены леса (размер ущерба определен 6 588 руб. 89 коп.);
3) захламление лесов промышленными отходами (отходами древесины - не очистка) в квартале 72 выдела 9 на площади 0, 13 га, которое выразилось в следующем: спиленная древесина на трассе ЛЭП находится у пня в полном объеме; на месте рубки находятся вершинные части срубленных деревьев с необрубленными сучьями, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки не более 1.0 м, хаотично разбросаны, не уложены на волок (размер ущерба определен 2 855 руб. 18 коп.).
Указанные нарушения зафиксированы в актах осмотра от 12.05.2016, чертежах (планах) расположения и границы лесного участка, представителем ответчика сделаны отметки о несогласии с этими актами, представлены разногласия. К актам приложены результаты фотосъемки.
16.05.2016 года в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" представителем лесничества вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении (NN 9/19-001, 9/19-002).
В рамках возбужденных дел об административных правонарушениях по ходатайству ПАО "ФСК ЕЭС" 28.06.2016 проведены повторные осмотры лесных участков с проведением фотосъемки. По результатам осмотров составлены соответствующие протоколы и контрольные акты осмотра мест рубок. Представленными в материалы дела актами осмотров зафиксировано, что работы по расчистке мест рубок не выполнены, нахождение на местах рубок не уложенной в кучи древесины, не очищенной от веток, не стрелеванной, оставленной у пня, сваленные деревья с кронами, вершины не разделены на отрезки, находятся менее чем в 10 метрах от лесных насаждений.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, инспектор обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, попросив взыскать причиненный лесам ущерб и обязать общество произвести очистку линии электропередач просек от захламления порубочными остатками.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку пришел к выводу о том, что общество не является субъектом ответственности в настоящем случае. При этом суд принял во внимание то обстоятельство, что по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях было установлено, что общество не может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, обжалуемое решение подлежит частичной отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорные лесные участки использовались ответчиком для эксплуатации линейного объекта - линии электропередач, что предполагает расчистку просек ЛЭП от деревьев, древесно-кустарниковой растительности.
Пунктом 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:
а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;
б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
В силу пункта 24 Правил N 160 рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Общество, являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, должно осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению, по содержанию и использованию просеки, в том числе избежание загрязнения и захламления участка.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Выводы суда о том, что порубочные остатки не относятся к промышленным отходам, в связи с чем применение истцом пункта 7 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" являются неверными.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с отходами, предусматривает классификацию отходов на отходы производства и отходы потребления. Такого понятия как "промышленные отходы", отдельного от понятия "отходы производства", данный нормативный акт не содержит.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок предусмотрены в составе отходов в соответствии с утвержденным Приказом Росприроднадзора федеральным классификационным каталогом отходов (ст. 20 ФЗ N 89-ФЗ).
Факт неочистки мест рубок подтверждается представленными в материалы дела документами, установив который общество должно было принять меры к устранению нарушения, что обществом не исполнено.
Ссылки общества на то, что оно привлекло для выполнения работ по расчистке трасс другое лицо - подрядчика, не могут быть приняты во внимание в настоящем случае, поскольку проверка качества работ, выполняемых подрядчиком, является неотъемлемым правом заказчика (пункт 1 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Коль скоро общество не осуществляет контроль за нанятым им подрядчиком, то оно принимает все риски ненадлежащего исполнения им договора на себя; привлечение подрядчика, который причинил лесу ущерб, захламив лес, не освобождает его от обязанности очистить лесные участки после проведения работ, поскольку только общество имеет меры воздействия на своего подрядчика в силу закона и условий договора.
При этом результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях в данном случае не имеют значения для принятия решения по настоящему делу, поскольку при привлечении к административной ответственности речь шла о привлечении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах при вырубке деревьев, которую осуществлял подрядчик.
Ущерб, причиненный захламлением лесных территорий, предполагает другого субъекта ответственности, которым является общество.
Фактические обстоятельства (захламление мест рубок и отсутствие уборки) обществом не оспорены и не опровергнуты, подтверждены документально. Расчет ущерба обществом также не оспаривается.
Исходя из изложенного, требования истца в части взыскания с общества ущерба за захламление территории подлежат удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции учитывает вступившие в законную силу судебные акты по аналогичному делу N А56-21113/2017.
В части выводов суда об отказе в обязании ответчика произвести очистку лесных территорий суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Суд указал, что действующим законодательством предусмотрено два способа возмещения вреда окружающей среде - взыскание суммы убытков в денежной форме и возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния. Возмещение вреда окружающей среде, носящее компенсационный характер, должно устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. По смыслу закона каждый из указанных способов является достаточным для возмещения вреда как такового. Поэтому в случае, если возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, осуществляется в натуре посредством восстановления ее нарушенного состояния, основания для дополнительного взыскания денежных сумм в возмещение вреда отсутствуют.
Заявляя требования о взыскании ущерба и обязании устранить вред в натуре, инспектор исходит из ранее действующих положений части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, где было указано, что лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Суд же первой инстанции, и апелляционная коллегия соглашается с его выводами, исходил из того, что часть 2 статьи 99 признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П.
С 23.06.2016 указанная норма действует в следующей редакции: лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность возмещения вреда наряду с устранением нарушения исключены из статьи.
Расчет ущерба в настоящем случае представляет собой пятикратный размер затрат на очистку территории и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования. С учетом позиции Конституционного суда и положений части 2 статьи 99 ЛК РФ в действующей редакции, следует признать, что возмещение ущерба является достаточной компенсацией негативного изменения объекта природной среды (леса); в данной части решение суда подлежит отмене.
В остальной части решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Расходы по оплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2000 руб. за удовлетворение имущественного требования, и 1500 руб. за частичное удовлетворение апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 января 2018 года по делу N А56-78089/2017 отменить в части отказа во взыскании 14 275 руб. 92 коп. ущерба.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (адрес: 117630, г. Москва, ул. Челомея Академика, д. 5А, ОГРН: 1024701893336) в доход федерального бюджета 14 275 руб. 92 коп. ущерба.
Реквизиты для оплаты: УФК по Ленинградской области (Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Тихвинское лесничество) ИНН 7842354966 КПП 781401001 ОКТМО 41645101 Расчетный счет N 40101810200000010022 Отделение Ленинградское БИК 044106001 КБК 053 1 16 2507 101 6000 140.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в доход федерального бюджета 3500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного лесного инспектора - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Н.БАРМИНА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА