Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2021 N Ф07-10656/2021 данное постановление отменено,
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 по данному делу оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 N 13АП-9596/2021 по делу N А21-7375/2020
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, об обязании совершить действие по выдаче разрешения на строительство.
Обстоятельства: Собственник земельного участка с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" обратился к уполномоченному органу за выдачей разрешения на строительство гостиницы апартаментного типа, при этом представил одобренный архитектурный проект исторического облика здания, сведения о мерах по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, о непревышении параметров установленной максимальной высотности зданий.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 N 13АП-9596/2021 по делу N А21-7375/2020
Категория: Споры в сфере строительства и архитектуры.
Требования: Об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, об обязании совершить действие по выдаче разрешения на строительство.
Обстоятельства: Собственник земельного участка с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" обратился к уполномоченному органу за выдачей разрешения на строительство гостиницы апартаментного типа, при этом представил одобренный архитектурный проект исторического облика здания, сведения о мерах по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, о непревышении параметров установленной максимальной высотности зданий.
Решение: Удовлетворено.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2021 г. N 13АП-9596/2021
Дело N А21-7375/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Нетребская В.А., на основании доверенности от 23.03.2021,
от заинтересованного лица: представитель Жданова И.Ю., на основании доверенности от 11.01.2021,
от 3-х лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9596/2021) общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 по делу N А21-7375/2020, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" (адрес: Россия, 236001, Калининградская область, город Калининград, улица горького, дом 176 Г, корпус 1, ОГРН: 1143926052302, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2014, ИНН: 3906900609)
заинтересованное лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (адрес: Россия, 236007, Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1, ОГРН: 1023900999011, Дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 3906006871)
третьи лица: 1. Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ" (адрес: Россия, 238560, Калининградская область, Светлогорский район, город Светлогорск, проспект Калининградский, дом 77 "А", ОГРН: 1023902054967, Дата присвоения ОГРН: 02.12.2002, ИНН: 3912002917); 2. Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (адрес: Россия, 236022, Калининградская область, город Калининград, проспект Советский, дом 13, ОГРН: 1083905001730, Дата присвоения ОГРН: 11.02.2008, ИНН: 3904094329)
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" (далее - Общество, ООО "Техпромсервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство), выразившегося в сообщении от 18.06.2020 N 7820, об отказе в подготовке и выдаче Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1, об обязании Агентства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи Обществу разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ" и Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.
Решением от 10.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы, Агентство просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Техпромсервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:27 площадью 4 960 кв. м по пер. Летнему в г. Светлогорске Калининградской области, с разрешенным видом использования - гостиничное обслуживание.
02.07.2019 Обществом был получен градостроительный план вышеуказанного земельного участка N RU 39518000-1015-2019/А (далее также ГПЗУ).
На основании градостроительного плана разработана проектная документация.
Заявитель 15.06.2020 обратился в Агентство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Письмом от 18.06.2020 N 7820 Агентство отказало Обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, отметив, что проектная документация не содержит сведения о согласовании одного из вариантов архитектурного проекта Градостроительным Советом при главном архитекторе Калининградской области, параметры проектируемого Объекта не соответствуют ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, в проектной документации отсутствуют обоснования мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия "Вилла", начало ХХ в. при проведении строительных земляных, хозяйственных работ на земельном участке с кадастровым номером 39:17:01002:27.
Ссылаясь на незаконность принятого решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений
статей 197,
198,
200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно
части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным
Кодексом.
В
частях 7 и
9 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа
(часть 11 названной статьи).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных
частями 7 и
9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (
часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
ООО "Техпромсервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:27 площадью 4 960 кв. м по пер. Летнему в г. Светлогорске Калининградской области, с разрешенным видом использования - гостиничное обслуживание.
По заданию заявителя ООО "Балтситисервис" (проектировщик) разработан проект строительства гостиницы апартаментного типа на земельном участке по адресу: г. Светлогорск, переулок Летний, д. 1.
Таким образом, назначение проектируемого объекта - гостиница, соответствует разрешенному виду использования земельного участка (гостиничное обслуживание).
Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство обоснован тем, что проектная документация не соответствует требованиям к строительству, установленным на дату выдачи ГПЗУ и иным ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
1) весь земельный участок расположен на территории центральной исторической части города Светлогорска, где строительство (реконструкция) объектов капитального строительства осуществляется на основе конкурсного проектирования (не менее трех вариантов проектов) и согласования одного из вариантов архитектурных проектов на Градостроительном совете при главном архитекторе Калининградской области;
2) весь земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Комплекс сооружений "Куртзал курорта Раушен", 1901 г. Особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны указанного объекта культурного наследия утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 410, согласно которому в границах участка ЗРЗ-4 зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН "Комплекс сооружений "Куртзал курорта Раушен" осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) допускается в случае соответствия следующему параметру: максимальная высота зданий, сооружений с учетом высотных акцентов - 15 метров.
Проектной документацией, по мнению Агентства, указанные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН не соблюдаются.
3) в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:27 находится выявленный объект культурного наследия "Вилла", начала XX века, расположенный по адресу: город Светлогорск, переулок Летний, 3. В соответствии с
пунктом 7 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:27 должны проводиться при условии реализации согласованного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательного раздела об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, в том числе исходил из того, что в проектной документации отсутствуют сведения о том, что архитектурный облик гостиницы апартаментного типа соответствует первому варианту, согласованному/одобренному на Градостроительном совете.
Из материалов дела следует, что заявителем было разработано три варианта архитектурного проекта объекта "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1.
Указанные три варианта были представлены заявителем на рассмотрение Градостроительного совета 20.06.2019. В соответствии с протоколом Градостроительного совета N 05/ЕК-пр от 09.07.2019 Градостроительный совет рассмотрел все три варианта архитектурного проекта на заседании 09.07.2019 и одобрил первый вариант - исторического облика гостиницы.
Доказательств несоответствия архитектурного облика проектируемой гостиницы одобренному градостроительным советом в дело не представлено.
Таким образом, условие градостроительного плана земельного участка от 02.07.2019 года N RU 39518000-1015-2019/А в части строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на основе конкурсного проектирования (не менее трех вариантов проектов) и согласования одного из вариантов архитектурных проектов на Градостроительном совете при главном архитекторе Калининградской области выполнено в полном объеме.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с пунктом 4 главы 1 Положения об архитектурно-градостроительном совете Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области N 18 от 19.01.2018, решения совета имеют рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 1 главы 1 названного Положения "Архитектурно-градостроительный совет Калининградской области является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения эффективности принятия решений при реализации государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры и обеспечения устойчивого развития территории Калининградской области на основе новейших достижений и технологий, а также на основе накопленного профессионального опыта и мастерства в сфере градостроительства и архитектуры.
Относительно доводов Агентства о том, что проектируемое здание не соответствует требованиям по параметру максимальной высотности зданий, установленных с учетом действующих Особых режимов использования земель и градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия, необходимо отметить следующее.
Земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Комплекс сооружений "Курзал курорта Раушен", 1901 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 05.06.2019 N 410 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений "Курзал курорта Раушен", особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон".
В пункте 9 указанного постановления установлено, что в границах участка ЗРЗ-4 зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН "Комплекс сооружений "Курзал курорта Раушен" осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) допускается в случае соответствия следующему параметру: максимальная высота зданий, строений, сооружений с учетом высотных акцентов - 15 метров.
Проектная документация выполнялась в соответствии с требованиями норм действующих нормативных документов, а именно: "
СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв.
приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10),
СП 257.1325800.2016 "Здания гостиниц. Правила проектирования",
СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Понятие "предельная (максимальная) высота здания", содержащееся в
приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 741/пр от 25.04.2017 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" необходимо толковать с учетом определения "высота здания", приведенного в
пункте 3.5 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009".
В соответствии с указанным
пунктом высота здания это вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня).
За проектную отметку земли 0,000 принят уровень чистого пола первого этажа проектируемого здания, что соответствует абсолютной отметке на местности 44,40 м в Балтийской системе высот.
Согласно пункту 3.3.2 Раздела 3 проектной документации "Архитектурные решения":
проектируемая гостиница - трехэтажное (третий этаж - мансардный) с цокольным этажом и подвалом здание, которое имеет сложную в плане форму, размеры в осях - 45,21 x 48,74 м. Высота подвала - 3,7; - 3,25 м, высота помещений в цокольном этаже - 3,15 м; высота помещений на этажах с первого по третий 2,7 метра;
высота здания от уровня средней планировочной отметки земли (42,64 мбс) до конька скатной крыши - 11,99 метров.
Таким образом, согласно проектной документации "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1, высота здания от уровня средней планировочной отметки земли (42,64 мбс) до конька скатной крыши составляет 11,99 метров, что на 3 метра меньше параметра максимальной высотности зданий, сооружений с учетом высотных акцентов, установленного режимом использования земель и градостроительным регламентом в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОКН.
Данные расчеты подтверждены положительным заключением негосударственной экспертизы от 17.03.2020 N 39-21-2-007538-2020.
В графе 23 положительного заключения негосударственной экспертизы от 17.03.2020 N 39-21-2-007538-2020, указана высота здания до конька скатной крыши 11,99 метров.
Апелляционный суд не находит оснований при подсчете высоты проектируемого здания гостиницы апартаментного типа учитывать часть здания на отметке от минус 6,7 метров до 00,0 (проектной отметки земли) и часть здания на отметке 00,0 до 12,40, поскольку это противоречит перечисленным нормам.
Суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с разделом проектной документации 204-2018-АР "Архитектурные решения" спорное здание гостиницы запроектировано переменной высотности.
Так, согласно указанному разделу проектной документации фасад в осях 15-4 и ВВ-В на отметке - 6,7 м предусматривает размещение террас, выходы на которые предусмотрены в торговые помещения, которые в соответствии со строительными нормами предоставляют собой огражденные открытые (без устройства остекления) площадки, пристроенные к зданию, встроенные в него или встроенно-пристроенные, не имеющие ограничений по глубине.
Фасад в осях 15-4 и ВВ-В на отметке - 3,45 м предусматривает размещение лоджий и балконов, выходы на которые предусмотрены из кабинетов. Кроме того, фасад в осях 1-27 на отметке - 3,45 м предусматривает вход на этаж непосредственно с улицы.
Вместе с тем, согласно пояснениям специалиста, привлеченного судом в соответствии с
частью 1 статьи 55.1 АПК РФ, со стороны западного фасада здания, на уровне подвала по требованиям пожарной безопасности для эвакуации во время пожара выполнен приямок вдоль всего фасада с эвакуационным выходом из помещений, а эвакуационные выходы не являются основными, постоянно действующими.
Согласно объемно-планировочным решениям в проектируемом здании в подвале и цокольном этаже располагаются следующие помещения:
- в подвале - магазины сувенирных изделий и туристических товаров (4 шт.), встроенная автостоянка на 22 машино-места, тепловой пункт, насосная, электрощитовая;
- в цокольном этаже - офисные помещения (11 шт.), для обслуживания туристов и посетителей гостиницы, вестибюль, тренажерный зал, помещение охраны, помещение для хранения багажа, насосная.
Согласно
пункту 3.26 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" этаж подвальный: подземный этаж здания с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
В соответствии с
пунктом 3.29 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" этаж цокольный: этаж (помещения) с отметкой пола ниже планировочной отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещений.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу
части 4 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим
Законом.
В соответствии с
пунктом 6.49 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" подвальные и цокольные этажи площадью более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Один из двух выходов помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 м через окно или дверь размерами не менее 0,75 x 1,5 м, а также через люк размерами не менее 0,6 x 0,8 м.
При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении, уклон данных лестниц не нормируется.
Следовательно, в силу прямого указания закона, эвакуационные выходы, устроенные из подвальных и цокольных этажей должны быть обязательно предусмотрены таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу. Приямки эвакуационных выходов не могут являться точкой отсчета высоты здания.
Кроме того, в соответствии с
частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из оспариваемого решения, Агентство не обосновало законность отказа со ссылкой на конкретные положения действующего законодательства.
Касательно вывода суда, что в нарушение требований Федерального
закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в составе проектной документации строительства объекта отсутствует и не разработан раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия "Вилла".
В соответствии со
статьями 28,
30,
32,
36 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия производимых работ на указанный объект культурного наследия, получивших заключение государственной историко-культурной экспертизы, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
На основании вышеуказанных норм, с целью строительства гостиницы на указанном земельном участке по заданию ООО "Техпромсервис" ООО "Балтситисервис" в составе проектной документации разработало раздел 12 проектной документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Проектной документацией об обеспечении сохранности объектов культурного наследия предусмотрены мероприятия, в том числе и для выявленного объекта культурного наследия "Вилла", начало XX века, по адресу: г. Светлогорск, переулок Летний, 3, которая указана на страницах 8, 19, 23, 25 раздела 12 проектной документации.
В Разделе 12 проектной документации (лист 21) указано, что фактическая зона влияния строительства составит не более 8 метров. Таким образом, в районе строительства здания гостиницы окружающие здания, находятся вне границ зоны влияния вновь возводимого сооружения и проведение расчетов по оценке влияния от строительства на ближайший объект культурного наследия не требуется.
Расстояние от проектируемого здания до объекта культурного наследия регионального значения "Дом охотничий" составляет 40 метров, а расстояние до выявленного объекта культурного наследия "Вилла", начало XX века, составляет 40,81 метров.
Следовательно, объект культурного наследия регионального значения "Дом охотничий" и выявленный объект культурного наследия "Вилла", находятся вне границ зоны влияния вновь возводимого сооружения.
Таким образом, раздел 12 проектной документации, разработанный с целью строительства гостиницы апартаментного типа по адресу: г. Светлогорск, переулок Летний, д. 1, обосновывает меры по обеспечению сохранности обоих объектов культурного наследия:
- объект культурного наследия регионального значения "Дом охотничий", начало XX века, по адресу: город Светлогорск, ул. Ленина, 31;
- выявленный объект культурного наследия "Вилла", начало XX века, расположенный по адресу: город Светлогорск, переулок Летний, 3.
В связи с тем, что вышеуказанные мероприятия касаются всей территории вокруг границ строительства, в том числе и территорий памятников, а "Вилла", начало XX века, указана в разделе проекта, которым отмечено, что строительство не оказывает на него влияния, проектом предусмотрено не разрабатывать отдельный документ для "Вилла", начало XX века, предусмотрев эти мероприятия в одном документе для всех памятников.
Статья 28 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регламентирует цели проведения государственной историко-культурной экспертизы - обеспечение сохранности объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при проведении земельных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ; определение соответствия документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком данного объекта культурного наследия, требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 31 указанного Закона установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Раздел 12 проектной документации тома 12 шифр 204-2018-ОКН об обеспечении сохранности объектов культурного наследия прошел государственную историко-культурную экспертизу, по результатам которой составлен акт от 28.10.2019 (положительное заключение).
В соответствии с пунктом "К" Акта государственной историко-культурной экспертизы указаны общие сведения об объектах культурного наследия, а именно то, что территория проектирования находится в пределах исторической части города Светлогорска Калининградской области, в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером 39:17:01002:27 находятся:
объект культурного наследия регионального значения "Дом охотничий", начало XX века, по адресу: город Светлогорск, ул. Ленина, 31, объект поставлен на учет постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года N 132;
- выявленный объект культурного наследия "Вилла", начало XX века, расположенный по адресу: город Светлогорск, переулок Летний, 3, объект поставлен на учет приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28.03.2011 N 17 "О выявленных объектах культурного наследия";
- объект культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений "Курзал курорта Раушен", 1901 год, по адресу: город Светлогорск, улица Октябрьская, 30, 32, 34, 36, поставлен на учет постановлением Правительства Калининградской области от 02.07.2018 N 188.
Экспертом сделан вывод, что мероприятия обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, при реализации проекта "Гостиница апартаментного типа по адресу: Калининградская область, город Светлогорск, переулок Летний, дом 1, на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010002:27, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, разработанные обществом с ограниченной ответственностью "БалтСитиСервис", обеспечат сохранность объектов культурного наследия.
При таком положении апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа Агентства.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "БалтСитиСервис" не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 по делу N А21-7375/2020 отменить.
Признать незаконным решение Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, изложенное в сообщении от 18.06.2020 N 7820, об отказе в подготовке и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1.
Обязать Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" путем выдачи обществу с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" разрешения на строительство объекта капитального строительства - "Гостиница апартаментного типа" по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, переулок Летний, дом 1.
Взыскать с Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению, 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В.ГАЛЕНКИНА
Судьи
Ю.С.БАЖЕНОВА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА