Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2024 N Ф07-11115/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 13АП-8795/2024 по делу N А56-124429/2023
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: В результате проведения плановой выездной проверки выявлен факт невыполнения обществом с ограниченной ответственностью требований, предъявляемых к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выразившийся в необеспечении исправного состояния системы пожарной сигнализации.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 13АП-8795/2024 по делу N А56-124429/2023
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: В результате проведения плановой выездной проверки выявлен факт невыполнения обществом с ограниченной ответственностью требований, предъявляемых к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выразившийся в необеспечении исправного состояния системы пожарной сигнализации.
Решение: Удовлетворено.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2024 г. N 13АП-8795/2024
Дело N А56-124429/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Филиппов Г.М. по доверенности от 26.12.2023
от ответчика: Лебедев О.К. по доверенности от 16.04.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8795/2024) ООО "Стандарт систем безопасности" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2024 по делу N А56-124429/2023, принятое
по заявлению ОНДПР Приморского р-на ГУМЧС СПб
к ООО "Стандарт систем безопасности"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу (адрес: 194223, Санкт-Петербург, пр-кт Комендантский, д. 32, корп. 4; далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стандарт систем безопасности" (ОГРН: 1167847435403, адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АИ, пом. 1-Н, секция 18 (часть); далее - ООО "Стандарт систем безопасности", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.02.2024 суд первой инстанции привлек ООО "Стандарт систем безопасности" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Стандарт систем безопасности" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие вины Общества во вменяемом правонарушении; согласно акту проведения первичного обследования от 09.03.2023 система пожарной сигнализации находилась в исправном состоянии; за несколько дней до составления протокола осмотра от 22.11.2023 система работала в штатном режиме; административным органом не установлено время возникновения выявленной неисправности. Общество проявило должную степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для недопущения выявленного нарушения.
В судебном заседании представитель ООО "Стандарт систем безопасности" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Отдела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России N 78-06-2017-000356 (Л014-00101-78/00136872) от 27.07.2022.
На основании решения о проведении плановой выездной проверки от 10.11.2023 N 2311/013-78/314-П, в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проведена плановая выездная проверка объекта надзора учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: 197341, Санкт-Петербург, Фермское шоссе, д. 36, лит. АВ, правообладателем которого является Санкт-Петербургское казенное учреждение здравоохранения "Городская психиатрическая больница N 3 имени И.И.Скворцова-Степанова" (СПб ГКУЗ "ГПБ N 3 им. И.И.Скворцова-Степанова").
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, обязательные для соблюдения, в том числе, при ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а именно: при техническом обслуживании систем противопожарной защиты не обеспечено исправное состояние системы противопожарной защиты - при имитации пожара в помещении около ординаторской система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (не обеспечен автоматический перевод системы на независимый источник питания, при переводе системы на резервный источник питания система отключилась) в нарушение пункта 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Вышеуказанные нарушения зафиксированы Отделом в акте выездной плановой проверки от 01.12.2023 N 2311/013-78/314-П/АВП (л.д. 11-13).
Из протокола осмотра от 22.11.2023 также следует, что система не запустилась от запуска на аккумуляторных батареях, аккумуляторные батареи нерабочие, при запуске системы от сети 220В система запустилась.
Согласно государственному контракту N 0372200219622000377-01 от 24.01.2023 на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности для нужд учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по здравоохранению в 2023 г., лит. N 2 (заказчик - Санкт-Петербургское казенное учреждение здравоохранения "Городская психиатрическая больница N 3 имени И.И.Скворцова-Степанова") (далее - Контракт - л.д. 28-33) исполнителем услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности является ООО "Стандарт систем безопасности".
Пунктом 4.3 указанного выше государственного контракта определено место оказания услуг: Российская Федерация, 197341, Санкт-Петербург, Фермское шоссе, д. 36, лит. АВ.
По факту выявленных грубых нарушений требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", 08.12.2023 уполномоченным должностным лицом Отдела в отношении Общества составлен протокол N 78-013-2023/0311ад/40-1-206 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Отделом в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение).
В силу пункта 5 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона о лицензировании (возникновение, в частности, угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 4 Положения, при осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат выполняет требования к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно частям 1 - 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:
1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;
2) устройством для контроля работоспособности установки;
3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;
4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;
5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно пункту 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В данном случае Отделом в ходе плановой выездной проверки выявлено и отражено в протоколе осмотра от 22.11.2023, акте проверки от 01.12.2023 и протоколе об административном правонарушении N 78-013-2023/0311ад/40-1-206 от 08.12.2023, что Общество, осуществляя деятельность по оказанию работ (услуг) в области пожарной безопасности, не обеспечило исправное состояние указанных систем, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение пункта 54 Правил N 1479 в помещении Объекта около ординаторской система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (не обеспечен автоматический перевод системы на независимый источник питания, при переводе системы на резервный источник питания система отключилась).
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях лицензиата состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявление Отдела.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины Общества во вменяемом правонарушении, подлежит отклонению апелляционным судом.
Как указывает Общество, согласно акту проведения первичного обследования от 09.03.2023 система пожарной сигнализации находилась в исправном состоянии; за несколько дней до составления протокола осмотра от 22.11.2023 система работала в штатном режиме; действующим законодательством не предусмотрена обязанность лицензиата ежедневно проверять средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, пунктом 1.3.3 Перечня требований к услугам, порядка и периодичности их оказания (Приложение N 3 к Описанию объекта закупки) предусмотрено, что в период оказания услуг Исполнитель обязан, в том числе, осуществлять постоянный контроль технического состояния и правильности функционирования систем в целом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, Общество было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой от 05.12.2023 по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (л.д. 16), что подтверждается письмом УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2024 N МР78-06/525 (л.д. 162). Вместе с тем участие своего представителя при составлении протокола об административном правонарушении 08.12.2023 в ОНДПР Приморского района Санкт-Петербурга не обеспечило, в связи с чем протокол правомерно составлен Отделом в отсутствие представителя правонарушителя.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
В рассматриваемом случае установленные административным органом нарушения Обществом лицензионных требований создали угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ отсутствуют достаточные и необходимые в совокупности основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде предупреждения.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, счел возможным назначить Обществу штраф в размере 4000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 февраля 2024 года по делу N А56-124429/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт систем безопасности" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Н.А.МИЛЬГЕВСКАЯ
О.В.ФУРКАЛО