Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2024 по делу N А26-10514/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды путем очистки противопожарного разрыва от горючего материала.
Обстоятельства: Арендатор лесного участка допустил наличие на противопожарном разрыве горючего материала, в том числе валежника, мусора, порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, что создает угрозу возникновения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2024 по делу N А26-10514/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды путем очистки противопожарного разрыва от горючего материала.
Обстоятельства: Арендатор лесного участка допустил наличие на противопожарном разрыве горючего материала, в том числе валежника, мусора, порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, что создает угрозу возникновения лесных пожаров.
Решение: Удовлетворено.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2024 г. по делу N А26-10514/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В.Изотовой,
судей М.В.Балакир, Н.Е.Целищевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.К.Сизовым,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Министерства представителя Мисюкевич В.Н. (доверенность от 18.12.2023),
от Общества представитель не явился,
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.05.2024 по делу N А26-10514/2023 (судья О.В.Богданова) по иску:
Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 107100100828, ИНН 1001016090)
к обществу с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" (185013, Республика Карелия, Петрозаводск, ш. Шуйское, д. 80; ОГРН 1067847352946, ИНН 7807311832)
об обязании совершить действия,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Калевала" (далее - ответчик, Общество) об обязании в срок до 01.06.2024 обеспечить очистку противопожарного разрыва от горючего материала, в том числе хлама, валежника, мусора порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника (убрать древесину от разрубки противопожарного разрыва) в квартале 53 выделах 2, 8, 9, 11 Шокшинского участкового лесничества, Шокшинского лесничества по материалам лесоустройства, Прионежского лесничества.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика в срок до 01.06.2024 обеспечить очистку противопожарного разрыва от горючего материала, в том числе хлама, валежника, мусора порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника в квартале 53 выделах 2, 8, 9, 11 Шокшинского участкового лесничества, Шокшинского лесничества по материалам лесоустройства, Прионежского лесничества. Уточненные требования приняты судом первой инстанции.
Решением от 02.05.2024 иск удовлетворен, Общество обязано в срок до 01.06.2024 обеспечить очистку противопожарного разрыва от горючего материала, в том числе хлама, валежника, мусора порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника в квартале 53 выделах 2, 8, 9, 11 Шокшинского участкового лесничества, Шокшинского лесничества по материалам лесоустройства, Прионежского лесничества, с Общества в доход федерального бюджета взысканы 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество в полном объеме надлежащим образом исполнило обязанность по предупреждению лесных пожаров в соответствии с проектом освоения лесов в части устройства противопожарных минерализированных полос и (или) противопожарных разрывов, естественное захламление противопожарных разрывов не является экстраординарным явлением, в связи с чем противопожарные мероприятия предполагают не только устройство новых противопожарных разрывов, но и последующее обновление (очистку) уже существующих.
В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что ответчик, согласно его объяснениям в суде первой инстанции, в нарушение пункта 74 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" использовал противопожарный разрыв в зимний период, что и привело к его захламлению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.08.2018 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 177-з сроком действия на 48 лет 11 месяцев, в соответствии с которым ответчику в аренду передан лесной участок площадью 48 828,1 га, расположенный в Прионежском лесничестве Прионежского муниципального района Республики Карелия, для заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры".
Согласно пункту 3.4 "к" арендатор обязался осуществлять на арендуемом лесном участке меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору. В частности, в приложении 7 к договору предусмотрено обеспечение арендатором пожарной безопасности на лесном участке в объемах, в сроки и в порядке, предусмотренных проектом освоения лесного участка, прошедшему государственную экспертизу.
Проектом освоения лесов на 2022-2030 годы запланирован ежегодный объем по устройству противопожарных минерализованных полос и (или) противопожарных разрывов - 8 км, по обновлению противопожарных минерализованных полос или противопожарных разрывов - 16 км.
Согласно представленным актам оценки качества выполненных работ по воспроизводству, охране и защите лесов на арендованном лесном участке от 14.06.2022 (л. д. 66-67), подписанным как представителем Общества, так и представителем Министерства, устройство противопожарных разрывов в соответствии с проектом освоения лесов было осуществлено ответчиком в том числе в квартале 53 (выделы 2, 11, 8, 9), при этом оценка качества выполненных работ соответствует удовлетворительной.
В ходе натурного осмотра лесного участка, переданного в аренду Обществу по договору аренды лесного участка от 16.08.2018 N 177-з, а именно в квартале 53 выделах 2, 8, 9, 11 Шокшинского участкового лесничества при проверке качества работ по уходу за противопожарным разрывом, протяженностью 1,38 км, были выявлены следующие замечания: наличие на противопожарном разрыве горючего материала, в том числе древесного хлама, валежника, мусора, порубочных остатков, сухой травянистой растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника. Указанные обстоятельства отражены в акте натурного обследования лесного участка от 08.06.2023 N 18.
Письмом от 16.06.2023 N 1248 Министерство уведомило Общество о совместном осмотре, по результатам которого составлен совместный акт от 04.07.2023 N 11Ш, подписанный представителем Общества с замечаниями.
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество" направило арендатору требование от 03.08.2023 N 1556 об устранении допущенных замечаний в срок до 22.09.2023, которое получено ответчиком 07.08.2023.
Министерство письмом от 15.08.2023 N 1819 (получено ответчиком 21.08.2023) уведомило Общество о проведении 27.09.2023 проверки исполнения требования об устранении нарушений лесного законодательства.
27.09.2023 истцом в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика проведен осмотр лесного участка, по результатам которого установлено, что арендатором требование от 03.08.2023 N 1556 об устранении нарушений лесного законодательства не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что к мерам противопожарного обустройства лесов относятся также прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, в отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих выявленные нарушения, исковые требования удовлетворил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
В статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от пожаров (часть 1), охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 53 ЛК РФ предусмотрены меры пожарной безопасности в лесах: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. К предупреждению лесных пожаров относится противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ).
Перечень мер противопожарного обустройства лесов приведен в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, в данный перечень включены в том числе: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 ЛК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся также прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход).
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 ЛК РФ).
Из указанного следует, что осуществление противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя (в данном случае ответчика).
Согласно части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Из материалов дела следует, что объем обязательств ответчика по обеспечению пожарной безопасности в лесах отражен в разделе 4.2 разработанного обществом проекта освоения лесов, предусмотрено обоснование и характеристики проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальным размещением, а также обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) (таблица 4.2.1).
Таким образом, обязанность арендатора лесного участка по противопожарному обустройству лесов, включая обустройство противопожарных разрывов и их обновление, в объеме, предусмотренном проектом лесов, установлена как лесным законодательством, так и договором аренды.
В соответствии с пунктом 5.14 ГОСТ Р 57972-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" основными показателями, определяющими качество противопожарных разрывов, являются:
- уменьшение их ширины (от проектной) после создания или ухода за ними;
- наличие на разрыве горючих материалов, в том числе древесного хлама, валежника, мусора, порубочных остатков, сухой травяной растительности, пожароопасного хвойного подроста, подлеска и кустарника;
- возможность проезда транспортных средств.
В силу пункта 74 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Материалами дела подтверждается, что на противопожарном разрыве обнаружены горючие материалы, в том числе валежник, древесный хлам, порубочные остатки, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно со ссылкой постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2024 по делу N А26-10514/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.ИЗОТОВА
Судьи
М.В.БАЛАКИР
Н.Е.ЦЕЛИЩЕВА