Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 N 13АП-1110/2021 по делу N А21-11029/2020
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере пожарной безопасности, нарушило условия лицензии, однако трехмесячный срок привлечения к административной ответственности пропущен.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 N 13АП-1110/2021 по делу N А21-11029/2020
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельства: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере пожарной безопасности, нарушило условия лицензии, однако трехмесячный срок привлечения к административной ответственности пропущен.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2021 г. N 13АП-1110/2021
Дело N А21-11029/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Вардиковой А.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1110/2021) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2020 г. по делу N А21-11029/2020, принятое
по заявлению Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Профтехсервис"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Профтехсервис" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 04.12.2020 г. в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, поскольку суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению о пропуске срока для привлечения к административной ответственности.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу
статей 156 и
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Обществом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Профтехсервис" имеет лицензию N 39-Б/00177 от 03.02.2017 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком действия бессрочно.
В ходе проверки, проведенной на основании поступившего рапорта, поданного по факту произошедшего пожара в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Калининград, ул. 9 апреля, д. 86 "А", Управлением выявлены нарушения ООО "Профтехсервис" положений:
-
пунктов 61 и
63 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила), согласно которым руководитель специализированной организации, обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки и обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
-
части 3 статьи 4,
пункта 3 статьи 52,
пункта 4 статьи 83,
пункта 7 статьи 85 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. (далее - Закон N 123-ФЗ), устанавливающих способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в частности устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации о том, что автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений о том, что автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении Общества 26.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении по делу N 8/4-3-15 по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Обществу вменено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании
части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводу о пропуске трехмесячного срока для привлечения к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 руб. до 200000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно
Примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно
статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании).
Подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям отнесено, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Положения
Закона N 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Пунктами 61 и
63 Правил предусмотрено, что руководитель специализированной организации, обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки и обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего
Регламента.
Согласно
пункту 3 статьи 52 Закона N 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
При этом в силу
пункта 4 статьи 83 Закона N 128-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации (
пункт 7 статьи 85 Закона).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт нарушения Обществом вышеприведенных положений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренный
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.
Положения
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Действительно, нарушение требований пожарной безопасности выявлено уполномоченным лицом 24.08.2020, что следует из рапорта Заместителя начальника ОНДиПР городскому округу "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России Власова А.А. от 10.09.2020.
Вместе с тем, с целью установления в действиях ООО "Профтехсервис" нарушения лицензионных требований и условий Определением от 29.09.2020 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, у Общества истребованы дополнительные документы и сведений, в том числе договор на техническое обслуживание систем противопожарной защиты, заключенный с ООО "Жилищный Трест-Лучший дом", и другие.
После завершения административного расследования уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Калининградской области по пожарному надзору в отношении Общества 26.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении по
статье 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, на момент вынесения решения судом первой инстанции срок для привлечения Общества к административной ответственности пропущен не был, выводы суда первой инстанции об истечении срока привлечения к административной ответственности являются ошибочными.
Вместе с тем, на момент рассмотрения указанной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 декабря 2020 года по делу N А21-11029/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
М.И.ДЕНИСЮК
Н.И.ПРОТАС