Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 13АП-10075/2024, 13АП-13157/2024 по делу N А21-16152/2023
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: 1) О сносе самовольной постройки; 2) Об обязании провести рекультивацию земель; 3) О предоставлении права демонтажа самовольной постройки с последующим взысканием понесенных расходов.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на то, что самовольное возведение арендатором металлического ограждения нарушает требования лесного законодательства о запрете на ограничение доступа граждан в леса и не соответствует целям и условиям договора аренды лесного участка.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.


Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2024 N 13АП-10075/2024, 13АП-13157/2024 по делу N А21-16152/2023
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: 1) О сносе самовольной постройки; 2) Об обязании провести рекультивацию земель; 3) О предоставлении права демонтажа самовольной постройки с последующим взысканием понесенных расходов.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на то, что самовольное возведение арендатором металлического ограждения нарушает требования лесного законодательства о запрете на ограничение доступа граждан в леса и не соответствует целям и условиям договора аренды лесного участка.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2024 г. N 13АП-10075/2024, 13АП-13157/2024
Дело N А21-16152/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вороной Б.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 28.08.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10075/2024, 13АП-13157/2024) общества с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Куршская коса" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2024 по делу N А21-16152/2023 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Куршская коса"
к обществу с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна"
третьи лица: 1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области,
2. Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области",
3. Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
об обязании,
установил:
Федеральное государственного бюджетное учреждение "Национальный парк "Куршская коса" (далее - Учреждение, истец, ФГБУ "НП "Куршская коса") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" (далее - Общество, ответчик) и просило суд:
1. Обязать Общество в течение 30 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу своими силами и за свой счет привести земельный (лесной) участок с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в первоначальное состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования: снести (демонтировать) металлическую ограду (забор) в рекреационной зоне квартала N 13, выдел N 13 участкового лесничества "Золотые дюны" национального парка "Куршская коса" (по западной стороне земельного (лесного) участка (от точки 8 до точки 1) протяженность металлической ограды (забора) составляет 69,66 м; по северной стороне земельного (лесного) участка (от точки 1 до точки 3) протяженность металлической ограды (забора) составляет 150,51 м с установленной калиткой; по восточной стороне земельного (лесного) участка (от точки 3 до точки 6) протяженность металлической ограды (забора) составляет 62,66 м; общая протяженность забора, установленного на лесном участке в выделе 13 квартала 13 участкового лесничества "Золотые дюны", составляет 282,83 м), вывезти строительный мусор,
2. Обязать Общество в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести в месте размещения металлической ограды (забора) рекультивацию земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
В случае неисполнения решения суда в течение 30 дней после его вступления в законную силу представить Учреждению право демонтажа металлической ограды (забора), расположенной на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 39:05:000000:2164, с привлечением специализированной техники и специалистов с последующим взысканием с Общества понесенных расходов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2024 по делу N 21-16152/2023 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" в течение 30 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу своими силами и за свой счет привести земельный (лесной) участок с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в первоначальное состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования: снести (демонтировать) металлическую ограду (забор) в рекреационной зоне квартала N 13, выдел N 13 участкового лесничества "Золотые дюны" национального парка "Куршская коса" (по западной стороне земельного (лесного) участка (от точки 8 до точки 1) протяженность металлической ограды (забора) составляет 69,66 м; по северной стороне земельного (лесного) участка (от точки 1 до точки 3) протяженность металлической ограды (забора) составляет 150,51 м с установленной калиткой; по восточной стороне земельного (лесного) участка (от точки 3 до точки 6) протяженность металлической ограды (забора) составляет 62,66 м; общая протяженность металлической ограды (забора), установленного на земельном (лесном) участке в выделе 13 квартала 13 участкового лесничества "Золотые дюны", составляет 282,83 м), вывезти строительный мусор.
В случае неисполнения решения суда в течение 30 дней после его вступления в законную силу представить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Куршская коса" право демонтажа металлической ограды (забора), расположенной на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 39:05:000000:2164, с привлечением специализированной техники и специалистов с последующим взысканием с Общества с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" понесенных расходов.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец и ответчик подали апелляционные жалобы.
Истец в обоснование доводов своей апелляционной жалобы со ссылками на пп. "н" п. 8 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, часть 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, пп. "б" пункта 4, пункт 6 Правил от 10.07.2018 N 800, пункт 3.3 ГОСТ Р 57446-2017 указал, что силу заливки Обществом бетона в местах размещения металлических стоек забора фактически произошло уничтожение плодородного слоя земельного (лесного) участка в местах размещения данных стоек, что требует рекультивации.
Таким образом, истец просит изменить решение в части и обязать общество с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести в месте размещения металлической ограды (забора) рекультивацию земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.
Ответчик в обоснование доводов своей апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 2.1.1 Договора аренды указал, что соглашением от 08.12.2015 ФГБУ "НП "Куршская коса" передало свои права и обязанности арендодателя по договору аренды N 46 от 23.01.2003 Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, в связи с чем ФГБУ "НП "Куршская коса" является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Истцом представлен отзыв, в котором он доводы жалобы ответчика отклонил и просил апелляционную жалобу Общества оставить без удовлетворения.
Определением от 26.06.2024 рассмотрение дела отложено для проведения сторонами комиссионного осмотра земельного участка в месте установки забора с участием представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области и Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Во исполнение указанного определения 15.08.2024 в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступил акт комиссионного осмотра земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 от 13.08.2024, который приобщен к материалам дела.
28.08.2024 в судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по договору N 46 от 23.01.2003 (в редакции соглашений от 08.12.2015, от 09.12.2021) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164, площадью 7562 кв. м, местоположение: Калининградская область, Зеленоградский район, НП "Куршская коса", участковое лесничество Золотые Дюны, квартал (выдел): 13 с разрешенным использованием для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха без права капитального строительства.
Срок действия договора установлен по 23 января 2052 года.
Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.12 Договора арендатор обязан новое строительство осуществлять по предварительному согласованию с арендодателем, обеспечить условия доступа в случае возникновения лесных пожаров противопожарного инвентаря, предоставлять на утверждение арендодателю проектную документацию на все виды работ Общества.
В пунктах 3.2.2, 3.2.8, 3.2.13, 3.2.15, 3.2.18, 3.2.19, 3.2.21, 3.2.33 договора предусмотрено, что арендатор обязан строго соблюдать режим особый охраны территории национального парка "Куршская коса", соблюдать лесное законодательство по охране и защите лесов; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке; не проводить работы, ведущие к ухудшению экологических характеристик земельного участка; разрабатывать проект освоения лесов с получением положительного заключения государственной экспертизы; осуществлять противопожарное обустройство лесов на земельном участке, санитарно-оздоровительных мероприятий, не огораживать земельный участок и не осуществлять на нем строительство капитальных зданий; ежегодно подавать лесную декларацию.
Согласно Заключению кадастрового инженера N 23-03/3 от 09.03.2023 границы земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 с западной, северной и восточной стороны огорожены металлической оградой (забором) средней высотой 1.7 м, иных капитальных и некапитальных зданий, строений, сооружений, движимого и недвижимого имущество в границах земельного участка не установлено.
Истец, ссылаясь на то, что общество в нарушение договора, в отсутствие проектной документации, возвело металлическую ограду (забор) без согласования с Учреждением, а также отсутствие проекта освоения лесов, не направлении лесной декларации, не согласовании вопросов экономической и иной деятельности, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, частично удовлетворил исковые требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу части 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Согласно частям 4, 5 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 11 ЛК РФ установлено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
На землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности (часть 1 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно статье 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р и Перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р возможность возведения ограждений, шлагбаумов и иных ограничивающих проезд сооружений Перечнями не предусмотрена.
Также согласно пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908 размещение объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений допускается на участках, не занятых лесными насаждениями.
Из Заключения кадастрового инженера от 09.03.2023, Акта N 24 выездного обследования от 04.12.2023, Информационной справки от 11.12.2023 следует, что арендованный участок лесного фонда используется арендатором, земельный (лесной) участок является частью естественных сосновых насаждений и средой обитания животного мира национального парка, отмечены перемещения (миграция) крупных млекопитающих: косулей, кабанов, лосей. Металлическая ограда (забор) средней высотой до 1,7 м с острыми элементами (по типу "пики") препятствует перемещению объектов животного мира, ограничивает доступ к кормовым ресурсам на территории национального парка, а также представляет опасность для животных.
Также в силу пункта 1.3 Перечня мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, утвержденного Приказом Минприроды России от 03.04.2019 N 215 арендатор обязан проводить мероприятия, осуществляемые в соответствии с Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997 (далее - Требования N 997).
В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных (пункт 3 N 997).
Настоящие Требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц (пункт 4 Требований).
При планировании в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также при использовании лесов и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимо предусматривать меры по охране объектов животного мира и среды их обитания. Использование лесов должно осуществляться при условии сохранения благоприятной среды обитания объектов животного мира (пункты 14, 15 Требований N 997).
Как установил суд, земельный (лесной) участок огорожен металлической оградой (забором), т.е. не имеет специального прохода для перемещения (миграции) животных, а также такой сплошной забор не обеспечивает пожарную безопасность национального парка в целом из-за отсутствия свободного доступа к самому земельному (лесному) участку, что является нарушением статей 53 - 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, пункта 10 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных Приказом Минприроды России от 12.08.2021 N 558.
При этом на момент заключения Договора N 46 от 23.01.2003 Общество обязано было в силу пункта 18 ранее действующего Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 926 (утратило силу 05.02.2007) соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров - обеспечивать их тушение.
Факт того, что земельный (лесной) участок в нарушение требований лесного законодательства огорожен забором, ответчиком не оспаривался.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что самовольное возведение спорного сооружения нарушает требования лесного законодательства о запрете на ограничение доступа граждан в леса и не соответствует целям и условиям договора аренды лесного участка.
Земельный участок предоставлен в аренду обществу для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха без права капитального строительства, и расположен на территории национального парка "Куршская коса", при этом договор аренды не содержит условий, позволяющих возводить ограждения, при наличии законодательного запрета на их возведение на землях лесного фонда.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил требования истца в части обязания общества привести спорный земельный (лесной) участок в первоначальное состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования путем сноса (демонтажа) металлической ограды (забора) обоснованным.
При этом суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требования Учреждения о рекультивации ответчиком земель в месте размещения забора, поскольку в соответствии с ГОСТ 175.1-01-83 рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленный на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. При этом необходимость проведения рекультивации в ходе производственной деятельности предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель").
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что основным условием для удовлетворения требования Учреждения об обязании ответчика выполнить рекультивацию земель является наличие доказательств уничтожения Обществом плодородного слоя почвы в месте установки забора. В материалы дела такие доказательства не представлены, из заключения кадастрового инженера от 09.03.2023, акта N 24 от 04.12.2023 выездного обследования участка лесного фонда указанное тоже не следует.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
В настоящее арендованный земельный (лесной) участок полностью огорожен металлической оградой (забором), что подтверждено Заключениями кадастрового инженера от 09.03.2023, от 24.01.2024 Актом N 24 выездного обследования от 04.12.2023, Информационной справкой от 11.12.2023, согласно которым арендованный участок лесного фонда используется Обществом, земельный (лесной) участок является частью естественных сосновых насаждений и средой обитания животного мира национального парка, отмечены перемещения (миграция) крупных млекопитающих: косулей, кабанов, лосей; металлическая ограда (забор) средней высотой до 1,7 м с острыми элементами (по типу "пики") препятствует перемещению объектов животного мира, ограничивает доступ к кормовым ресурсам на территории национального парка, а также представляет опасность для животных.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов (пп. "н" п. 8 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908).
Лица (арендаторы), деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию (п. 5 ст. 13 ЗК РФ; пп. "б" п. 4 Правил от 10.07.2018 N 800).
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли (п. 6 Правил от 10.07.2018 N 800).
Нарушенные земли - земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (п. 3.3 ГОСТ Р 57446-2017).
Из смысла действующего законодательства следует, что рекультивация представляет собой снятие плодородного слоя почвы и требует планирования и поэтапного проведения работ в целях восстановления нарушенного состояния компонентов природной среды, является самостоятельным действием, которое прямо предусмотрено законодательством, является средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ (часть 9 статьи 21, часть 1, 2, 4 статьи 60.12 ЛК РФ, пункт 1, 2 статьи 34, пункт 2 статьи 39, пункт 1 статьи 78 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 5, 6 статьи 13 ЗК РФ, пункт 2, 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, пункт 4.9 ГОСТ Р 57446-2017).
Таким образом, рекультивации подлежат земельные (лесные) участки, на которых было произведено строительство, эксплуатация, снос объектов капитального строительства и некапитальных строений, приведших к нарушению земли в силу снятия (уничтожению) почвенного слоя.
Обществом предоставлен Договор N о/м строительного подряда от 05.08.2004 по монтажу металлического ограждения.
Из приложенной к Договору Калькуляции N 1 следует, что при монтаже металлической ограды (забора) использовались, в том числе, бетон, арматура.
В зависимости от типа грунта точечный фундамент выполняют: заливкой бетона или засыпкой специально подготовленной песочно-гравийной смесью в заранее пробуренные ямы с одновременной установкой опоры; фундаментный блок в виде "башмака", винтовой опоры или трубчатой забивной опоры (п. 6.2.3 ГОСТ Р 57278-2016).
Из фотоматериалов к Заключениям кадастрового инженера видно, что металлическая ограда (забор) выполнена в виде секций, устанавливаемых между металлическими стойками, заглубленными в грунт на основании залитого бетона, секции к металлическим стойкам прикреплены приваркой к закладным частям.
Кроме того, из представленного в материалы дела акта комиссионного обследования земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 от 13.08.2024 также следует, что металлическая ограда (забор) выполнены в виде секций, крепящихся между собой к металлическим стойкам, которые заглублены в грунт на глубину 20-25 см и своим основанием крепятся в залитый бетон (фундаментный блок в виде "башмака 30х30 см) в заранее пробуренные ямы по всему периметру ограды (забора); секции к металлическим стойкам крепленые приваркой к закладным частям.
Указанный акт подписан сторонами без замечаний.
Таким образом, в силу заливки Обществом бетона в местах размещения металлических стоек забора фактически произошло уничтожение плодородного слоя земельного (лесного) участка в местах размещения данных стоек, что требует рекультивации.
С учетом изложенного, исковые требования в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести в месте размещения металлической ограды (забора) рекультивацию земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что Учреждение является ненадлежащим истцом, поскольку национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и на их территории устанавливается дифференцированный режим особой охраны с последующим выделением функциональных зон.
Национальный парк "Куршская коса" включен в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения (номер 109), находящихся в ведении Минприроды России (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2055р) и сама территория национального парка 02.12.2000 включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе международного российско-литовского объекта "Curonian Spit" (п. 7 Положения о национальном парке "Куршская коса", утв. Приказом Минприроды России от 09.08.2022 N 516).
Таким образом, национальный парки образует природно-заповедный фонд, имеет ценное значение, находится под особой охраной (п. 1, п. 3 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") и запреты, определяющие пределы оборотоспособности объектов гражданских прав, направлены в целях сохранения и развития земель ООПТ как важнейшего компонента окружающей среды (Определение КС РФ от 8 декабря 2015 г. N 32742-О; пункт 3 Определения КС РФ от 08.12.2015 N 2742-О), так как избежать нанесения ущерба окружающей среде можно лучше всего с помощью предупредительных мер (пункт 4 Определения КС РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О).
В силу того, что в данной ситуации необходимо исходить из презумпции экологической безопасности государства (ст. 1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) и требований Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, определяющего режим особой охраны данной территории, то приоритет иных Законов РФ не является безусловным и общие нормы права не обладают приоритетом перед Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, содержащим специальные нормы права в области охраны особо охраняемых природных территорий (п. 2 Определения КС РФ от 21 октября 2008 г. N 673-О-О; Определение ВС РФ от 30.05.2007 N 65-Г07-2).
Национальные парки являются природоохранительными учреждениями, юридическими лицами, управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями (пункт 2, пункт 30 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 N 769; пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами и уставом.
Согласно части 2 статьи 15 Закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка.
По смыслу пункта 9 Положения от 10.08.1993 N 769 на территориях национальных природных парков могут быть запрещены или ограничены любые виды деятельности, влекущие снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий и конкретный комплекс ограничений и запретов на территории соответствующего национального парка определяется с учетом особенностей особо охраняемой природной территории (пункт 20 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).
Целями и задачами деятельности Учреждения в соответствии с Уставом являются, в том числе, сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия (ст. 13 Закона N 33-ФЗ от 14.03.1995; п. 2 Положения от 10.08.1993 N 769; п. 21 Устава, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 ноября 2018 г. N 587; пп. 1, пп. 4 п. 9 Положения о национальном парке "Куршская коса", утв. Приказом Минприроды России от 09.08.2022 N 516).
Учреждение осуществляет охрану территорий национального парка, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территориях национального парка (пункт 17 Устава).
Директор несет полную персональную ответственность за выполнение возложенных на Учреждение задач и функций, осуществляет управление национальным парком, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками Учреждения, является главным государственным инспектором специальной государственной инспекции в области охраны окружающей среды (пп. 10 п. 33, пп. 1 п. 35, п. 32, п. 37 Устава; п. 10, пункт 22 Положения; пункты 5, 12 Положения от 10.08.1993 N 769).
В своей деятельности директор должен руководствоваться правовыми актами, в том числе, нормативными правовыми актами Минприроды России (пункт 1 Положения от 10.08.1993 N 769; пункт 7 Устава).
Воля истца направлена, в том числе, на защиту права государства на земельный участок федеральной собственности путем освобождения от него лица, у которого отсутствует законный и договорный титул на владение земельным участком.
Лица, права и законные интересы которых нарушены сохранением самовольной постройки, вправе обращаться в суд с требованием о ее сносе (п. 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022).
Также в силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" с иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Такие действия Учреждения обусловлены и прилагаемым письмом МПР России (исх. N 15-53/38425 от 09.10.2023), согласно которому необходимо усилить контроль и надзор инвентаризации земельных участков и расположенных на них объектов капитального и некапитального строительства в границах национального парка.
Кроме того, согласно имеющимся в материалах Дела Заключению кадастрового инженера от 09.03.2023, Выписке из ЕГРН от 28.07.2023 земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:2164 находится в рекреационной зоне квартала N 13, выдел N 13 участкового лесничества "Золотые дюны" национального парка "Куршская коса".
Таким образом, ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса", как природоохранительное учреждение, во исполнение публично-значимых функций и принимая во внимание особый статус данной территории, определенный государством как публичным собственником, обязано сохранять в естественном состоянии уникальные и типичные природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, биоразнообразие и запрещать любые виды деятельности, влекущие снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории, что подразумевает осуществление контроля за размещением объектов капитального строительства, объектов недвижимости и иных объектов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2024 по делу N А21-16152/2023 изменить, дополнив резолютивную часть следующим содержанием:
"Обязать Общество в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу провести в месте размещения металлической ограды (забора) рекультивацию земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:05:000000:2164 в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель".
В удовлетворении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Янтарная дюна" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
Судьи
С.А.НЕСТЕРОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА