Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 13АП-33536/2016 по делу N А56-56506/2016
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку товарищество собственников жилья, являясь управляющей организацией, которой переданы функции по управлению многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности, соответственно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 13АП-33536/2016 по делу N А56-56506/2016
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку товарищество собственников жилья, являясь управляющей организацией, которой переданы функции по управлению многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности, соответственно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2017 г. N 13АП-33536/2016
Дело N А56-56506/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дейкун А.А.,
при участии:
от заявителя: Чумак З.Ф., по протоколу N 3 заседания членов правления, Брылева С.А., по доверенности от 18.05.2016
от заинтересованного лица: Подгорный Н.К., по доверенности от 17.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33536/2016) ТСЖ "Комендантский 21" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2016 по делу N А56-56506/2016 (судья Константинова Е.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Комендантский 21"
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Комендантский 21" (ОГРН 1047855029529, ИНН 7814302966, место нахождения: 197371, г. Санкт-Петербург, пр-кт Комендантский, д. 21/1, далее - ТСЖ "Комендантский 21", ТСЖ, Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания N 2-22-282/1/1 от 24.06.2016, выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Приморского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (место нахождения: 197371, г. Санкт-Петербург, пр-кт Комендантский, д. 32, корп. 4, далее - Отдел, МЧС, Управление).
Решением суда от 09.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ТСЖ "Комендантский 21" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что установленные перегородки в этажных коридорах спорного дома не входят в состав общего имущества дома, обслуживанием которого занимается Товарищество, следовательно, последнее не может нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Непроектные перегородки и запоры на дверях в межквартирных холлах, равно как и мебель, и прочее, установлены самими собственниками жилых помещений дома и являются их собственностью, управляющая организация без согласия собственников помещений не вправе приводить помещения в прежнее состояние. Кроме того, органом, уполномоченным осуществлять согласование переустройства (перепланировки) жилых помещений, является Администрация района, в связи с чем требования, изложенные в предписании, не исполнимы для Товарищества и возлагают на него незаконные обязанности.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Отдела возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.03.2017 по 20.03.2017.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.04.2016 N 2-22-282 Отделом проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ТСЖ "Комендантский 21" требований пожарной безопасности на объекте защиты, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-кт Комендантский, д. 21, корп. 1, указанных в ранее выданном предписании об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 08.09.2015 N 2-22-567/1/1.
В ходе проверки выявлено нарушение требований
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
части 2 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), невыполнение в установленный срок требований предписания N 2-22-567/1/1 от 08.09.2015 (пунктов 1 - 9, 11 - 30, 32 - 51), что зафиксировано в акте проверки от 24.06.2016 N 2-22-282.
24.06.2016 в отношении ТСЖ "Комендантский 21" составлен протокол N 2-22-264 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выданным в этот же день предписанием N 2-22-282/1/1 Управление в срок до 01.06.2017 обязало ТСЖ устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- по пунктам 1 - 9, восстановить межквартирные коридоры и приквартирные холлы в соответствии с требованиями проектной и технической документации, так как собственниками квартир произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которого уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- по пунктам 10 - 22, убрать мебель и другие различные материалы, хранящиеся в приквартирном холле;
- по пунктам 23 - 49, демонтировать запоры на дверях эвакуационных выходов, установленные собственниками квартир, наличие которых не обеспечивает возможность их свободного открывания изнутри без ключа, а также не обеспечивается доступ к пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Посчитав указанное предписание неправомерным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена
статьей 37 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу
пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с
пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях.
На основании изложенного ТСЖ, являясь управляющей организацией, которой переданы функции по управлению спорным многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества данного многоквартирного дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности, а, следовательно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В силу
статьи 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Статья 52 Закона N 123-ФЗ устанавливает способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в частности: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение автоматических установок пожаротушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила о противопожарном режиме (далее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями
статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
статье 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения - это изменение его конфигурации, которая также требует внесения изменения в технический паспорт помещения.
На основании
статьи 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно
статье 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, то есть в данном случае - жильцов здания.
Согласно
пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В соответствии со
статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. При этом в соответствии со
статьей 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Пунктом 36 Правил N 390 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается, в том числе:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Настоящая внеплановая выездная проверка проведена с целью контроля исполнения ранее выданного предписания N 2-22-567/1/1 от 08.09.2015, которое ТСЖ на предмет законности и исполнимости не оспаривалось.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 169 Санкт-Петербурга от 19.08.2016 по делу N 5-409/2016-169 ТСЖ было привлечено к административной ответственности по
части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за виновное неисполнение названного выше предписания в рассматриваемой в настоящем деле части.
Ссылки заявителя на принятие мер по устранению нарушений путем обращений к собственникам квартир отклоняются, поскольку такие обращения при выданном ранее предписании от 08.09.2015 согласно представленным в дело документам последовали только в мае 2016 года.
ТСЖ не оспаривает обоснованность замечаний МЧС, однако считает себя ненадлежащим субъектом исполнения предписания.
Между тем в силу вышеуказанного заявитель является лицом, обязанным исполнять требования пожарной безопасности, в связи с чем оспоренное предписание выдано надлежащему субъекту. В судебном заседании заявитель не отрицал наличие своего права на обращение с иском в суд к соответствующим жильцам (собственникам) об обязании исполнить соответствующие требования пожарной безопасности, а также обратиться в Отдел с обоснованной просьбой о продлении (установлении нового срока) исполнения предписания в случае возникшей длительности процедур устранения нарушений.
Таким образом, оспоренное предписание не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, в связи с чем не может быть признано недействительным.
Порядок проведения внеплановой выездной проверки, установленный положениями Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции, действовавшей на момент назначения и проведения настоящей проверки), не нарушен, замечаний в этой части заявителем не приводится.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь
статьями 176,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2016 по делу N А56-56506/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Комендантский 21" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 09.01.2017 N 1.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА