Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А12-11688/08-с6
Требование: О признании незаконным постановления административного органа о привлечении ЗАО к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу N А12-11688/08-с6
Требование: О признании незаконным постановления административного органа о привлечении ЗАО к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2008 г. по делу N А12-11688/08-с6
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С.
при участии в заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" - не явился, извещен своевременно и надлежащим образом согласно требованиям
статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 99587,
от отдела государственного пожарного надзора по г. Волгограду Управления Государственного Пожарного надзора ГУ МЧС России по Волгоградской области - не явился, извещен своевременно и надлежащим образом согласно требованиям
статьи 123 АПК РФ, представил отзыв и ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу N А12-11688/08-с6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" (г. Волгоград)
к отделу государственного пожарного надзора по г. Волгограду Управления Государственного Пожарного надзора ГУ МЧС России по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления от 03 июля 2008 года N 16 о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" (далее - ЗАО "РЭС", заявитель) с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г. Волгограду Управления Государственного Пожарного надзора ГУ МЧС России по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 03 июля 2008 года N 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 22 июля 2008 года в удовлетворении требований ЗАО "РЭС" отказано.
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования и признать незаконным оспариваемое решение административного органа.
Управление против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке
ст. ст. 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного акта в соответствии со статьей 268, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, Управлением проведена проверка деятельности ЗАО "РЭС" по вопросам исполнения обязательных требований пожарной безопасности и работоспособности наружного противопожарного водоснабжения на территории Краснооктябрьского, Советского, Кировского, Тракторозаводского, Красноармейского, Центрального, Ворошиловского районов г. Волгограда.
В ходе проверки административным органом выявлено нарушение правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), введенных в действие
Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 - нарушения эксплуатации пожарных гидрантов на территории г. Волгограда, а именно: смещена обечайка, сорван шток, занижена высота стояка, забито выпускное отверстие ПГ, ПГ закатаны асфальтом, ПГ засыпан грунтом, ПГ не открываются, ПГ не запитаны водой, забит фланец (пункт 89 ППБ 01-03).
25 июня 2008 года административным органом составлен акт N 514113, которым зафиксированы указанные нарушения (л.д. 38).
30 июня 2008 года Управлением в присутствии представителя ЗАО "РЭС" по доверенности - Ткаченко А.С. составлен протокол об административном правонарушении N 513986 (л.д. 11).
03 июля 2008 года административным органом вынесено постановление N 16, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, полагая, что административным органом допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции не согласился с доводами предпринимателя и отказал в удовлетворении его требований, ссылаясь при этом на злоупотребление ЗАО "РЭС" своими процессуальными правами.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 2,
3,
4 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания на содержание протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований административного законодательства.
Согласно
Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Исходя из смысла и содержания указанной
нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной
нормой Кодекса.
Протокол об административном правонарушении, составленный административным органом с нарушением требований
статьи 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности, что влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности независимо от наличия или отсутствия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с
частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно
части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со
статьей 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Несообщение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте проведения рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту.
Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.
Согласно
пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (
часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Как видно из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении от 30 июня 2008 года N 513986 присутствовал представитель ЗАО "РЭС" Ткаченко А.С., действующий на основании общей доверенности от 27 марта 2008 года N 324.
Кроме того, представителем Ткаченко А.С. получено уведомление от 30 июня 2008 года N 4-5/91 о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает, что указанное уведомление не может являться доказательством надлежащего извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, так как наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает, что при производстве по делу об административном правонарушении Управлением допущено нарушение требований административного законодательства.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2008 г. по делу N А12-11688/08-с6 отменить.
Признать постановление отдела государственного пожарного надзора по г. Волгограду Управления Государственного Пожарного надзора ГУ МЧС России по Волгоградской области (г. Волгоград) от 03 июля 2008 года N 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей 00 копеек незаконным.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке
статьи 273 АПК РФ.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ