Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А06-4262/2010
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А06-4262/2010
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. по делу N А06-4262/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Государственного пожарного надзора по Камызякскому району Астраханской области Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Астраханской области на решение арбитражного суда Астраханской области от 25 августа 2010 года по делу N А06-4262/2010, судья Винник Ю.А.
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области
к Отделению Государственного пожарного надзора по Камызякскому району Астраханской области Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Астраханской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности от 07.07.2010
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области - не явился, извещен,
от Отделения Государственного пожарного надзора по Камызякскому району Астраханской области Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Астраханской области - не явился, извещен,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - ФБУ "ЛИУ N 7" УФСИН России по Астраханской области, учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Отделению Государственного пожарного надзора по Камызякскому району Астраханской области (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 169 от 07.07.2010 о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2010 требования заявителя удовлетворены частично, постановление Камызякского отделения ГУ МЧС России по Астраханской области N 169 от 07.07.2010 о привлечении Федерального бюджетного учреждения "ЛИУ N 7" УФСИН России по Астраханской области к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в части назначенного наказания было признано незаконным и изменено. Федеральному бюджетному учреждению "ЛИУ N 7" УФСИН России по Астраханской области было назначено наказание по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Административный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.08.2010 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований учреждения отказать.
ФБУ "ЛИУ N 7" УФСИН России по Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям
статьи 123 АПК РФ. От административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с
частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2010 года во исполнение требования заместителя прокурора Астраханской области от 17.06.2010 N 19-06-10 в ФБУ "ЛИУ N 7" УФСИН России по Астраханской области проведена внеплановая проверка с целью надзора за соблюдением исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности отделения ГПН по Камызякскому району УГПН МЧС России по Астраханской области N 481 от 25.11.2008.
В ходе данной проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- здания дежурной части, клуб-столовой, поста N 2,1 терапевтического отделения, 1 этажа медсанчасти, здания деревообрабатывающего цеха, швейного цеха, жестяного цеха, здания отдела охраны и автогаража, продовольственного и вещевого склада, здание отдела интендантского и хозяйственного обеспечения, помещения жестяного цеха не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, (Закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
раздел 1, глава 14, статья 54 п. п. 1,
2;
пп. 3,
98 ППБ 01-03;
п. 4 НПБ 110-03);
- не произведен ремонт автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов N 9, 10 (Закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
раздел 1, глава 14, статья 54 п. п. 1,
2;
п. 98 ППБ 01-03);
- деревянные конструкции чердачных помещений зданий ШИЗО-ПКТ, хирургического отделения, терапевтического отделения не обработаны огнезащитным составом (
п. 36 ППБ 01-03);
- не произведен ремонт внутренней электрической проводки в здании автосервиса в соответствии с
Правилами устройства электроустановок (ПУЭ)- (места соединения и ответвления электропроводов не выполнены с помощью сварки, пайки, опрессовки или сжимами, имеются временные участки электропроводки, отсутствуют в местах соединения и разветвления проводов защитные короба) (
п. 2.1.21,
п. 2.1.26,
п. 2.1.37 ПУЭ);
- не произведено обозначение установление места возникновения пожара по шлейфам автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий отрядов N 9, 10 (п. 12.13* НПБ 88-2001).
Данные нарушения зафиксированы в акте N 150 от 18.06.2010.
24.06.2010 и.о. прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области Киселевым В.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением Отделения Государственного пожарного надзора по Камызякскому району Астраханской области N 169 от 07.07.2010 Федеральное бюджетное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные требования и принимая решение о назначении административного наказания в виде предупреждения, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях (бездействии) учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Однако, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что характер правонарушения не является грубым и при отсутствии отягчающих обстоятельств, наказание в виде штрафа суд посчитал чрезмерным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции в части назначения более мягкого наказания ошибочными по следующим основаниям.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно
частей 1 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим
Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, давая оценку характеру совершенного учреждением правонарушения, ошибочно пришел к выводу о том, что выявленные нарушения правил противопожарной безопасности не являются грубыми.
С учетом того, что учреждение является исправительным, то есть закрытым, а такие нарушения как неисправная или отсутствующая автоматическая пожарная сигнализация, неисправная электропроводка и т.д., представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также имуществу, находящемуся на территории данного учреждения, в случае возникновения пожароопасной ситуации либо возгорания, а потому указанные нарушения правил пожарной безопасности являются грубыми. В связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения наказания в виде предупреждения.
Доказательств незамедлительного устранения допущенных нарушений в материалы дела не представлено.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно
пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный
статьей 4.6 Кодекса.
Из приведенной
нормы следует, что обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение административного правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Согласно
статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Из материалов дела следует, что постановлением N 259 от 26 июня 2009 года учреждение уже привлекалось по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Данное постановление было исполнено 11.12.2009, о чем свидетельствуют чек - ордера от 11.12.2009.
Поскольку со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (11.12.2009) год не прошел, то данное учреждение считается подвергнутым административному наказанию.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что указанное обстоятельство в соответствии с
п. 2 ч. 1 ст. 4.3. КоАП РФ относится к отягчающим обстоятельствам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административный штраф в размере 10 000 рублей применен административным органом с учетом конкретных обстоятельств дела, степени тяжести правонарушения, наказание назначено в минимальном размере
санкции, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу, соглашаясь с решением суда первой инстанции, указало на отсутствие финансирование для исполнения требований пожарной безопасности. В материалы дела были представлены письма адресованные начальнику УФСИН России по Астраханской области с просьбой выделить денежные средства для обеспечения пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно
п. 1 ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Представленные в материалы дела копии писем не заверены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, не имеют отметок об их отправлении посредством почтовой или иной связи адресату, отметок об их получении УФСИН России по Астраханской области. Кроме того, в материалы дела не представлены ответы на указанные письма.
Таким образом, представленные в материалы дела письма в соответствии со
ст. 71 АПК РФ не являются достаточным доказательством того, что Учреждение принимало все зависящие от него меры к поступлению финансирования в объемах, необходимых для обеспечения пожарной безопасности объекта.
Факт нарушения Учреждением требований пожарной безопасности, а равно непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства подтвержден материалами дела. Наличие нарушений требований пожарной безопасности законным представителем Учреждения не оспаривалось в момент проверки и при производстве по делу об административном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного
КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по делу не установлено.
Следовательно, оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. В удовлетворении требований заявителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Астраханской области от 25 августа 2010 по делу N А06-4262/2010 отменить.
В удовлетворении требования Федерального бюджетного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления N 169 от 07.07.2010 о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном
статьями 275 -
276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА