Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2022 N Ф06-15787/2022 данное постановление отменено, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2021 по данному делу оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А12-9265/2021
Требование: Об обязании за свой счет произвести снос самовольных построек.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу N А12-9265/2021
Требование: Об обязании за свой счет произвести снос самовольных построек.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. по делу N А12-9265/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Силаковой,
судей - О.И. Антоновой, Л.Ю. Луевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шайкиным Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном с использованием систем видеоконференц-связи заседании апелляционную жалобу Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-9265/2021
по иску Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, (ИНН 3403300926, ОГРН 1023405367017),
к некоммерческому партнерству "Клевое место", г. Волгоград, (ИНН 3442081153, ОГРН 1053477335119),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, специализированное государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградское лесничество",
о сносе самовольной постройки,
при участии в судебном заседании представителей:
представитель от некоммерческого партнерства "Клевое место" - Стромов Денис Николаевич, действующий на основании доверенности от 19 апреля 2021 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
установил:
Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к некоммерческому партнерству "Клевое место" (далее - ответчик, НП "Клевое место") об обязании за свой счет произвести снос двенадцати объектов самовольного строительства - строения, имеющие признаки объектов капитального строительства - туристический сервис, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 34:03:030004:385, по адресу: Волгоградская обл., Городищенский район, Вертячинское лесничество, квартал 9, выделы 2,4, квартал 10, выделы 1,9.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-9265/2021 в удовлетворении иска отказано, взыскано с Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в пользу некоммерческого партнерства "Клевое место" 95000 руб. судебных расходов по оплате судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что НП "Клевое место" не выдавалось разрешение на строительство базы отдыха, в материалы дела не представлены доказательства о том, что строительство спорных объектов предусмотрено проектом освоения лесов. Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом судебной экспертизы о том, что спорные объекты соответствуют градостроительным нормам и правилам, полагает необоснованным взыскание с него расходов на проведение экспертизы.
НП "Клевое место" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель НП "Клевое место" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 14.08.2020 в адрес администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области поступило письмо СГБУ ВО "Волгоградское лесничество", в котором содержалась информация о том, что в ходе проведения планового осмотра (обследования) земельного участка, входящего в состав лесного фонда Волгоградского лесничества, с кадастровым номером 34:34:030004:385, в квартале 9, выделы 2,4, квартале 10, выделы 1,9 Вертячинского участкового лесничества, была выявлена эксплуатация существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в количестве 12 штук.
Как следует из Уведомления о выявлении самовольной постройки (приложения N 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.03.2019 Nи 169/пр) от 05.08.2020 N 87-П, разрешенное использование лесного участка не допускает строительство на нем указанных объектов.
Согласно договору аренды от 12.11.2008 N 180Р-4/08 управление лесного хозяйства администрации Волгоградской области (арендодатель) обязалось предоставить некоммерческому партнерству "Клевое место" (арендатор) лесной участок площадью 1 га, имеющий местоположение: Волгоградская обл., Городищенский район, Волгоградское лесничество, Вертячинское участковое лесничество, квартал 9, выделы 2,4, квартал 10, выделы 1,9, цели и объемы использования лесов - осуществление рекреационной деятельности.
Согласно абзацу "б" пункта 11 договора арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (согласно части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности).
Пунктом 12 договора предусмотрено, что арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению, представить арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке; приводить лесной участок в прежнее состояние в случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя, при сносе возведенных временных построек, сооружений и др. объектов; обеспечивать соблюдение прав граждан на пребывание в лесах, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к договору аренды лесного участка от 12.11.2008 N 180Р-4/08 цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке: осуществление рекреационной деятельности; защитные - 1 га.
24.12.2020 сотрудниками администрации был осуществлен выезд на спорный лесной участок, по результатам которого было выявлено расположение на нем следующих объектов:
- 3х этажный гостевой дом;
- 2х этажный гостевой дом;
- гостевой дом отдыха;
- 2х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- гостевой дом отдыха;
- 1 этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом.
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности, для размещения объектов лесного фонда.
Как утверждает администрация, спорные объекты были возведены НП "Клевое место" без получения разрешительной документации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции принимая во внимание то, что спорный земельный участок используется ответчиком в рекреационных целях, и именно в этих целях также возведены и используются спорные объекты, не являющиеся капитальными (обратное администрацией не доказано), отказал в удовлетворении иска.
Апеллянт не согласился с выводами суда первой инстанции по основаниям указанным в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по следующим основаниям.
Между Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области и НП "Клевое место" заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 180Р-4/08 (т. 1, л.д. 30-35). Согласно которому арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с подпунктом б пункта 11 названного договора арендатор вправе осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Приложение 3 включает в себя целевое назначение лесов - защитное при осуществлении рекреационной деятельности площадью 1 га, среднегодовой объем использование лесов 1 га.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 17.03.2021 N КУВИ-002/2021-23922582 (т. 1, л.д. 17-20), согласно которой земельный участок с кадастровым номером 34:03:030004:385 имеет вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности, для размещения объектов лесного фонда.
24.12.2020 сотрудниками администрации был осуществлен выезд на спорный лесной участок, по результатам которого было выявлено расположение на нем следующих объектов:
- 3х этажный гостевой дом;
- 2х этажный гостевой дом;
- гостевой дом отдыха;
- 2х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- гостевой дом отдыха;
- 1 этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом;
- 3х этажный гостевой дом.
Ссылаясь на незаконность возведения указанных объектов в отсутствие утвержденного проекта освоения лесов, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения); имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
В судебном заседании судебной коллегией были заданы вопросы представителю ответчика: что представляют из себя спорные объекты строительства, какую деятельность НП "Клевое место" ведет на земельном участке.
Представитель НП "Клевое место" пояснил коллегии, что домики построены из деревянного бруса с облицовкой снизу кирпичом для защиты строений от внешних факторов. Построенные домики не возведены в качестве домиков отдыха для турбазы, а построены членами НП "Клевое место" для своих личных нужд (хранение лодок, снастей, удочек для рыбалки). Спорные объекты возводились с 2008 по 2015 года за счет личных средств членов партнерства. Из рекреационной деятельности партнерство осуществляет только сруб, обрезку высохших деревьев.
В судебном заседании 25.11.2021 представитель ответчика дал дополнительные пояснения по использованию арендованного земельного участка и возведенных спорных объектов. Представитель НП "Клевое место" разъяснил, что на арендованном участке члены партнерства играют в волейбол. Доступ любым гражданам Российской Федерации к участию в играх не ограничен.
Из изложенного следует, что вопреки назначению земельного участка, цели, для которой заключался договор (осуществления рекреационной деятельности), спорные строения возведены ответчиком самовольно, для личных нужд членов некоммерческого партнерства.
Частью 2 статьи 41 указанного Кодекса также допускается при осуществлении рекреационной деятельности в лесах возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Пунктом 7 Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" предусмотрено: лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
а) использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги;
в) возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществлять их благоустройство. Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций;
г) возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;
д) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
а) составлять проект освоения лесов;
б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
д) подавать ежегодно лесную декларацию;
е) представлять отчет об использовании лесов;
ж) представлять отчет об охране лесов от пожаров;
з) представлять отчет о защите лесов;
и) представлять отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении;
к) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке;
л) соблюдать меры санитарной безопасности в лесах;
м) осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов;
н) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов;
о) после прекращения действия договора аренды лесного участка или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования;
п) представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр;
р) выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи.
Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" предусматривает в пункте 7 предоставляет право лицам, использующим леса для осуществления рекреационной деятельности возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществлять их благоустройство, но пункт 8 названного приказа и статья 88 ЛК РФ обязывает сторону, которая будет осуществлять строительство составить проект освоения лесов, а также осуществлять использование лесов только в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлено Заключение N 46 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоение лесов, расположенных на землях лесного фонда, на проект освоения лесов на лесной участок площадью 1 га, расположенный в Вертячинском участковом лесничестве (квартале 9, выделах 2,4, квартале 10, выделах 1,9) Волгоградского лесничества Волгоградской области, предоставленный в аренду для осуществления рекреационной деятельности (Договор аренды лесного участка N 180Р-4/08 от 12.11.2008) арендатор - некоммерческое партнерство "Клевое место", утвержденное приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 14.02.2020 N 323-ОД, от 14.02.2020 (т. 1, л.д. 37-40).
В заключении указано: на момент разработки Проекта освоения лесов на лесном участке имеются следующие объекты лесной инфраструктуры: - аншлаг (на противопожарную тематику) - 3 шт.;
на момент разработки Проекта освоения лесов на лесном участке имеются следующие объекты не связанные с созданием лесной инфраструктуры:
- форма малая архитектурная (объект попутного бытового обслуживания и питания) - 12 шт.,
- форма малая архитектурная (беседка) - 1 шт.,
- элемент благоустройства лесного участка (наземная туалетная кабина) - 3 шт.,
- площадка для отдыха - 1 шт.,
- форма малая архитектурная (навес) - 1 шт.,
- элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием) - 0,680 км,
- трубопровод подземный - 1 шт.,
- линия электропередачи воздушная.
Проектом освоения лесов возведение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры не предусмотрено. Проектом освоения лесов создание новых объектов лесной инфраструктуры не предусмотрено.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А12-9265/2021 судебная коллегия обязала стороны представить в суд апелляционной инстанции приложения 1 и 2 к договору от 12.11.2008 N 180Р-4/08, а также проект освоения лесов на земельном участке с кадастровым номером 34:03:030004:385, по адресу: Волгоградская обл., Городищенский район, Вертячинское лесничество, квартал 9, выделы 2,4, квартал 10, выделы 1,9.
НП "Клевое место", Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области во исполнение определения суда от 28.10.2021 представили суду апелляционной инстанции договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 180Р-4/08 со всеми приложениями, а также Проект освоения лесов от 2020 года.
В приложении N 1 к названному договору аренды представлен план лесного участка (выписка из государственного лесного реестра) от 10.11.2008. Согласно пункту 1.4 плана - распределение площади лесного участка по категориям земель, покрытие лесной растительностью 1 га, всего лесных земель 1 га. Пункт 2 "Использование лесов" - разрешенное использование: для осуществления рекреационной деятельности, фактическое использование: для осуществления рекреационной деятельности. В приложении N 2 к договору указана характеристика лесного участка - покрытие лесной растительностью 1 га, общая площадь всего 1 га. Характеристика насаждений лесного участка - защитные леса (к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ)).
Договор аренды лесного участка N 180Р-4/08 заключен сторонами 12.11.2008, Проект освоения лесов составлен арендатором в 2020 году, заключение N 46 на Проект освоения лесов ответчиком, утверждено приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 14.02.2020 N 323-ОД. Таким образом, арендатором земельного участка Проект освоения лесов составлен через 12 лет после заключения сторонами договора аренды. При этом, строительство спорных объектов велось НП "Клевое место" с 2008 по 2015 год. Иных сведений в материалы дела сторонами не представлено.
Представленный в материалы дела Проект освоения лесов разработан региональным экспертным центром - ИП Калмыковым А.С. (регистрация 34 N 003952485 от 06.02.2012).
В пункте 4.1 раздела 4 Проекта - характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке: на основании натурного обследования арендованного лесного участка установлено наличие объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (таблица 10 названного проекта освоения лесов).
В пункте 4.2 указано, что настоящим проектом не предусмотрена рубка лесных насаждений для эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
На странице 79 Проекта освоения лесов указано, что планируемых к возведению объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при использовании лесов для рекреационной деятельности, нет. Существующие объекты размещены на участках, свободных от древесной растительности.
На основании изложенного судебной коллегией установлено, что возведенные объекты были построены до составления Проекта освоения лесов и для использования в личных целях, а не для осуществления рекреационной деятельности. Пояснения, данные ответчиком в судебном заседании 28 октября 2021 года, с учетом доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяют сделать вывод о том, что земельный участок и возведенные на нем строения используются НП "Клевое место" исключительно в личных целях - для осуществления рыбной ловли.
Таким образом, ответчиком в нарушение, в том числе и условий договора аренды, были возведены постройки, не соответствующие целям использования арендованного земельного участка.
Право на земельный участок подлежит восстановлению в предусмотренных федеральными законами случаях.
Пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 6557/13 сформулирована позиция, согласно которой данная норма не устанавливает каких-либо самостоятельных, специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности по освобождению земельного участка от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
При этом, как разъяснено в пункте 29 Постановления N 10/22, действие статьи 222 ГК РФ не распространяется на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Согласно позиции, изложенной в пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" иск о сносе самовольной постройки, предъявленный в защиту своего права на земельный участок лицом, которое не лишено владения этим участком, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения.
В целях выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, в результате которой установлено, что:
- объекты, расположенные на земельном участке по адресу: Волгоградская обл., Городищенский район, Вертячинское лесничество, квартал 9, выделы 2,4 квартал 10, выделы 1,9 с кадастровым номером 34:03:030004:385, являются некапитальными, прочную связь с землей не имеют и могут быть перемещены без несоразмерного ущерба для них с сохранением их целевого предназначения;
- спорные объекты построены в соответствии с требованиями СНиП, градостроительными, противопожарными, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, и не создают угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Суд первой инстанции, учитывая изложенные обстоятельства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ пришел к выводу: указанные в экспертизе данные не позволяют согласиться с выводами истца о капитальном характере спорных объектов, в связи с чем вопрос о сносе не может быть рассмотрен в порядке ст. 222 ГК РФ.
Арбитражный апелляционной суд не соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего:
Согласно пункту 3 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Исходя из искового заявления, позиции занимаемой истцом в ходе судебного разбирательства, целью истца является освобождение лесного участка, переданного в аренду, от возведенных на нем ответчиком строений, не являющихся объектами недвижимого имущества. По мнению истца, указанные строения размещены ответчиком с нарушением определенного договором аренды порядка.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" в случае, когда арендатор использует имущество вопреки условиям договора аренды, иск арендодателя к арендатору о прекращении соответствующих действий должен квалифицироваться арбитражным судом как договорное требование, а не как иск об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения.
Согласно статье 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения. Также суд в резолютивной части решения может указать срок исполнения решения.
По мнению суда, демонтаж спорных строений и освобождение от них лесного участка необходимо произвести в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на некоммерческое партнерство "Клевое место" обязанности в течение одного месяца с момента вступления постановления в законную силу демонтировать за свой счет следующие объекты, а именно:
- здание 1 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 2 - 2-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 3 - гостевой дом отдыха;
- здание 4 - 2-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 5 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 6 - гостевой дом отдыха;
- здание 7 - гостевой дом отдыха;
- здание 8 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 9 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 10 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 11 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 12 - 3-этажный гостевой дом отдыха.
С учетом изложенного оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца у суда не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
В пункте 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре государственная пошлина уплачивается размере 6000 руб.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается. У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Оплата экспертизы произведена ответчиком платежным поручением от 02.06.2021 N 60.
На основании изложенного государственная пошлина за рассмотрение иска в суде первой инстанции, за рассмотрение апелляционной жалобы распределяется в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика. Расходы за проведенную судебную экспертизу также возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 августа 2021 года по делу N А12-9265/2021 отменить.
Обязать некоммерческое партнерство "Клевое место" (ИНН 3442081153, ОГРН 1053477335119) в течение одного месяца с момента вступления постановления в законную силу демонтировать за свой счет следующие объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 34:03:030004:385, по адресу: Волгоградская обл., Городищенский район, Вертячинское лесничество, квартал 9, выделы 2,4, квартал 10, выделы 1,9, а именно:
- здание 1 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 2 - 2-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 3 - гостевой дом отдыха;
- здание 4 - 2-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 5 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 6 - гостевой дом отдыха;
- здание 7 - гостевой дом отдыха;
- здание 8 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 9 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 10 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 11 - 3-этажный гостевой дом отдыха;
- здание 12 - 3-этажный гостевой дом отдыха.
Взыскать в доход федерального бюджета с некоммерческого партнерства "Клевое место" (ИНН 3442081153, ОГРН 1053477335119) 6000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска, 3000 руб. государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Н.СИЛАКОВА
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Л.Ю.ЛУЕВА