Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.06.2018 N Ф06-33933/2018 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 N 12АП-15170/2017 по делу N А12-28566/2017
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 N 12АП-15170/2017 по делу N А12-28566/2017
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Содержание


ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2018 г. по делу N А12-28566/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Волгоградского отделения N 8621 Тихоновой В.Д., действующей на основании доверенности от 14.12.2017 N 8622/501-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 декабря 2017 года по делу N А12-28566/2017 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в лице Волгоградского отделения N 8621 (400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 40)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. 13 Гвардейская, д. 15а, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу город Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (403371, Волгоградская область, р.п. Даниловка, ул. Строительная, д. 12)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Волгоградского отделения N 8621 (далее - ПАО "Сбербанк России", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, административный орган) от 26.04.2017 N 014/11/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 08 ноября 2017 года требования общества удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 1 предписания ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области от 26.04.2017 N 014/11/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Кроме того, с ГУ МЧС России по Волгоградской области в пользу ПАО "Сбербанк России" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области не согласилось с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных требований и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ПАО "Сбербанк России" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУ МЧС России по Волгоградской области, ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Поскольку в порядке апелляционного производства ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области обжалуется только часть решения, при этом лица, участвующие в деле, до начала судебного разбирательства возражений против этого не заявили и на пересмотре судебного акта в полном объеме не настаивали, суд апелляционной инстанции в силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 31.03.2017 N 014/11 с целью контроля соблюдения ПАО "Сбербанк России" требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях и территории, расположенных по адресу: Волгоградская область, р.п. Даниловка, ул. Мордовцева, д. 42, исполнение которых предписано ранее выданным предписанием от 11.03.2016 N 05/1/1, в отношении ПАО "Сбербанк России" в лице Волгоградского отделения N 8621 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 26.04.2017 N 014/11.
26.04.2017 административным органом обществу выдано предписание N 014/11/1/1, в соответствии с которым ПАО "Сбербанк России" надлежит в срок до 04.09.2017 обеспечить на объекте дежурство персонала, ведущего круглосуточное дежурство, или передачу извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме (пункт 14.4 СП 5.13130.2009) (пункт 1), обеспечить исправное состояние внутреннего противопожарного водоснабжения и соответствие действующим нормативным документам по пожарной безопасности насосной установки (пункт 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012, раздел 4 СП 5.13130.2009 (пункт 2).
Полагая, что предписание от 26.04.2017 N 014/11/1/1 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ПАО "Сбербанк России" обратилось, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции основывался на том, что помещение, расположенное по адресу: Волгоградская область, р.п. Даниловка, ул. Мордовцева, д. 42, не относится к объектам, на которых круглосуточное дежурство или передача извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режим является обязательным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Согласно пункту 14.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" СП 5.13130.2009", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009) на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3 -й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009.
На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.
Требования об обеспечении системой пожарной сигнализации подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации установлены также частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Таким образом, сигнал о пожаре в обязательном порядке должен передаваться в подразделения пожарной охраны только на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1, 1.2, Ф 4.1., 4.2.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Помещение, расположенное по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, р.п. Даниловка, улица Мордовцева, 42, не относится к классу функциональной опасности Ф 1.1, 1.2 и Ф 4.1., 4.2.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
В соответствии с пунктом 1.2 СП 5.13130.2009 действие свода правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474 Свод правил СП 5.13130.2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Таким образом, положения СП 5.13130.2009 могут применяться обществом только в добровольном порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерном возложении административным органом на заявителя обязанности по соблюдению указанных требований в области пожарной безопасности, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования общества в данной части.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ОНД по городскому округу города Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районах УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области указывает, что при проектировании здания по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, р.п. Даниловка, улица Мордовцева, 42, не в полном объеме выполнены требования СП 5.13130.2009, что свидетельствует о несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод.
В оспариваемом предписании административным органом указано не на нарушения при проектировании здания, а на нарушение условий его эксплуатации.
Согласно пункту 8 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала на объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану).
В рассматриваемом случае в спорном помещении ночное пребывание людей исключено.
Требования пункта 14.4 СП 5.13130.2009 не подлежат применению, поскольку данное помещение не относится к классу функциональной опасности Ф 1.1, 1.2 и Ф 4.1., 4.2.
В соответствии с проектной документацией автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения получателем извещения о пожаре определено частное охранное предприятие.
При возникновении пожара на данном объекте защиты включаются средства оповещения и управления эвакуацией, а также извещения о пожаре, неисправности, состоянии технических средств поступает на пульт подразделения частное охранное предприятие...
ПАО "Сбербанк России" с ЧОП "Антей-5" заключен договор на оказание охранных услуг с помощью технических средств охраны от 01.09.2015 N 72, по условиям которого ЧОП "Антей-5" приняло на себя обязательства совершить необходимые действия при получении сигнальной информации о пожаре либо в случае выхода из строя систем охранно-пожарной сигнализации. Также ЧОП "Антей-5" осуществляет круглосуточный мониторинг пожарной сигнализации.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой административным органом части не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2017 года по делу N А12-28566/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ