Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 N 11АП-822/2020 по делу N А72-14767/2019
Требование: О признании недействительным постановления о внесении изменений в постановление администрации о признании утратившей частично схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 N 11АП-822/2020 по делу N А72-14767/2019
Требование: О признании недействительным постановления о внесении изменений в постановление администрации о признании утратившей частично схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 20 февраля 2020 г. по делу N А72-14767/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
индивидуальный предприниматель Богомолова Ирина Михайловна - не явилась, извещена,
от администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2020 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Богомоловой Ирины Михайловны
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2019 года по делу N А72-14767/2019 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Богомоловой Ирины Михайловны (ИНН 732606807281, ОГРНИП 304732627100017), г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), г. Ульяновск,
о признании недействительными постановлений от 05.09.2017 N 1982, от 15.09.2017 N 2080,
установил:
Индивидуальный предприниматель Богомолова Ирина Михайловна (далее - ИП Богомолова И.М., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными постановление от 05.09.2017 N 1982 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" в части пункта 1, которым признается утратившей силу строка 56 раздела "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, постановление от 17.04.2017 N 948 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" в части пункта 1, которым строка 104 исключена из раздела "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ИП Богомолова И.М. просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в оспариваемых постановлениях не указаны нормативные правовые акты, нарушение которых явилось причиной исключения спорных НТО из схемы размещения. Решение об исключении НТО из схемы размещения принято в отсутствие надлежащего обоснования невозможности рассмотрения вопроса корректировки места расположения спорных объектов в случае установления нарушений при их размещении. Договоры на размещение НТО в настоящее время являются действующими, по ним регулярно производится оплата. Администрация не заявляла о наличии нарушений Правил благоустройства при включении спорных НТО в схему размещения, при заключении договоров на размещение НТО, не поставила в известность об этом заявителей при получении предупреждения антимонопольного органа, при составлении актов осмотров спорных НТО.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями
ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.12.2014 между администрацией (арендодатель) и ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" (арендатор) был заключен договор N 244-546 аренды земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:384 из земель населенных пунктов, площадью 12,0 кв. м, по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, севернее здания N 12 по ул. Карла Маркса, для размещения торгового павильона. Место размещения указанного нестационарного торгового объекта (далее- НТО) было включено в схему НТО (строка 56) постановлением ответчика от 29.04.2016 N 1463.
Между ООО "Розничная компания "Дворцовый ряд" (арендатор) и Богомоловой И.М. (новый арендатор) 15.04.2016 был заключен договор N ПЗ-01 уступки права аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, составлен акт приема-передачи земельного участка.
Администрацией 05.06.2016 издано постановление N 1982 "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", п. 1 которого строки 56 и 57 раздела "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, признаны утратившими силу.
Между управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска и Богомоловой И.М. 06.12.2016 был заключен договор N 451 на размещение НТО площадью 15,2 кв. м, по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, д. 1. Место размещения НТО было включено в схему НТО (строка 104) постановлением ответчика от 29.04.2016 N 1463.
Администрацией 17.04.2017 издано постановление N 948 "О внесении изменения в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463", п. 1 которого, в том числе, строка 104 исключена из раздела "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела Богомолова И.М. заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, мотивированное тем, что администрация не уведомила ее об издании оспариваемых постановлений, договор N 24-4-546 аренды земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:384 из земель населенных пунктов, площадью 12,0 кв. м с ней не расторгнут, один из киосков она демонтировала в декабре 2018 года в связи с необходимостью замены его в соответствии с новыми требованиями, после чего узнала об исключении ее киосков из схемы НТО, и предпринимала попытки выяснить причины исключения, обращаясь, в том числе, в прокуратуру Ульяновской области.
Письмом от 03.07.2019 (л.д. 145) администрация разъяснила ей основания исключения киосков из схемы НТО, получив обращение Богомоловой И.М. из прокуратуры Ульяновской области, после чего Богомолова И.М. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу
ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока, установленного
частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях об оспаривании ненормативных правовых актов, действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Данный вывод содержится в постановлениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31.01.2006
N 9316/05, от 19.04.2006
N 16228/05, от 10.10.2006
N 7830/06, от 31.10.2006
N 8837/06.
В соответствии со
статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено
АПК РФ.
Таким образом, установленный в
части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной. При этом нормы
АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный
пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Суд первой инстанции признал причины пропуска срока на обращение в суд уважительными и восстановил его.
Согласно
статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным
законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии со
ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 утвержден "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области" (далее - Порядок).
В силу п. 1.3 Порядка НТО - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 2 Порядка установлено, что схема размещения НТО на территории муниципального образования Ульяновской области (далее - схема) или внесение изменений в схему, утвержденную до момента вступления в силу настоящего приказа, разрабатываются органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Ульяновской области, в соответствии с Порядком.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 29.04.2016 N 1463 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Постановлением администрации N 1423 от 28.04.2016 утверждено Положение о рабочей группе по принятию решений о внесении изменений в схему размещения НТО на территории МО "город Ульяновск".
Администрацией 05.09.2017 издано постановление N 1982 "О внесении изменений в постановление администрации города" Ульяновска от 29.04.2016 N 1463".
Основанием для принятия данного постановления послужили следующие выявленные нарушения при размещении данного нестационарного торгового объекта.
Так, согласно поступившему в администрацию представлению отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску N 100/Г-766 от 12.05.2017 об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, в ходе проведенного сотрудниками дорожного надзора группы дорожной инспекции отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску анализа дорожно-транспортных происшествий в городе Ульяновска за 2016 год, установлено, что нерегулируемый наземный пешеходный переход, расположенный напротив дома N 17 по ул. Карла Маркса Ленинского района города Ульяновска, является местом концентрации ДТП, на котором в 2016 году произошло три ДТП, связанных с наездом на пешеходов.
В ходе осмотра нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного напротив дома N 17 по ул. Карла Маркса Ленинского района города Ульяновска, на соответствие нормативным требованиям, выявлены недостатки, а именно:
- в нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" ПДД РФ над проезжей частью дороги;
- в нарушение нормативных требований СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" нестационарные торговые объекты, расположенные у ОАО "Контактор" в районе примыкания с ул. Карла Маркса, установлены в зоне нерегулируемого наземного пешеходного перехода и в границах треугольника видимости при выезде с примыкания на автомобильную дорогу ул. Карла Маркса.
Учитывая вышеизложенное, на основании
пункта 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", отдел ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску требовал принять меры по устранению указанных нарушений.
Согласно информации, представленной управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска от 17.05.2017 N 1594, в результате выездных мероприятий выявлены НТО, расположенные с нарушением требований безопасности движения и СНиП. В районе примыкания пер. Матросова к ул. Карла Маркса на расстоянии 1.0-1.5 м от проезжей части дороги были расположены 2 торговых киоска, которые находятся в треугольнике видимости "транспорт-пешеход" и ограничивают видимость пешеходов для водителей транспортных средств, двигающихся по переулку Матросова.
В соответствии с п. 11.9 СП 42.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89* на нерегулируемых перекрестках примыкания улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон движения 40 и 60 км/ч должны быть, соответственно, равны не менее 25 и 40 метрам. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч, соответственно, 8 x 40 и 10 x 50 метров.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 метров.
Данная информация 26.05.2017 рассмотрена на заседании рабочей группы.
По итогам заседания рабочей группы по принятию решений о внесении в схему размещения НТО на территории МО "город Ульяновск" от 26.05.2017 большинством голосов было принято решение о подготовке проекта постановления администрации города Ульяновска о внесении изменений в схему размещения НТО в части исключения пункта 56 раздела "Ленинский район" (севернее здания N 12 по ул. Карла Маркса, кадастровый номер земельного участка 73:24:041802:384).
Проект постановления администрации города Ульяновска об исключении пункта 56 раздела "Ленинский район" (севернее здания N 12 по ул. Карла Маркса) согласован в соответствии с распоряжением администрации города Ульяновска от 16.10.2012 N 390-Р "Об утверждении Правил подготовки и издания правовых актов администрации города Ульяновска".
Постановлением администрации города Ульяновска от 05.09.2017 N 1982 пункт 56 раздела "Ленинский район" признан утратившим силу. Данное постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" N 82 от 08.09.2017 и размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в разделе "Официальные документы".
Администрацией 17.04.2017 издано постановление N 948 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" в части пункта 1, которым признается утратившей силу, в том числе, строка 104 раздела "Ленинский район" схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463.
Основанием для принятия данного постановления послужили следующие выявленные нарушения при размещении данного нестационарного торгового объекта.
В администрацию поступило обращение главного Государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Ульяновской области А.Н. Евсиевича об эксплуатации НТО с нарушением требований пожарной безопасности, в том числе по адресу: ул. Минаева, д. 1, а именно: согласно
п. 74 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Здания киосков и торговых павильонов подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с приложением А (обязательное) - таблица А.1, А3 свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175), а также в пункте 1.6 норм пожарной безопасности НПБ 105-95 "торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования" (применение сводов правил обосновано
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
По информации МУП "УльГЭС"Ю, НТО по указанному адресу размещен на кабельной линии (договор энергоснабжения с ОАО "Ульяновскэнерго" N 6025), разрешение на размещение нестационарного объекта на линиях электросетей не предоставлялось, энергоснабжение осуществляется от ВЛИ -0,4 кВ от РП-102.
В соответствии с п. 14.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 N 1406, размещение нестационарных объектов не допускается на инженерных сетях и коммуникациях и в их охранных зонах (в случае, если правовой режим соответствующих охранных зон предусматривает возможность размещения нестационарных объектов при наличии согласования с собственниками, владельцами соответствующих сетей и коммуникаций - без такого согласования).
В соответствии с пунктом 6.2 "
ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" (утвержден и введен в действие приказом Росстата от 08.2.2011 N 742-ст) не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путями и автомобильными эстакадами, а также в 5 -метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Обращение МЧС 14.04.2017 рассмотрено на заседании рабочей группы.
По итогам рассмотрения в связи с выявленным нарушением пожарных норм и правил принято решение исключить из схемы размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463, строки 97, 101, 103, 104,106, 108, 109, 270, 272 раздела "Ленинский район".
Кроме того, у администрации имелась информация ПАО "Ростелеком" о том, что НТО по адресу: ул. Минаева, 1-3, в том числе киоск "Табачная лавка", были расположены в охранной зоне, проложенной в грунте кабельной канализации связи и радиофикации.
Проект постановления администрации города Ульяновска об исключении из схемы размещения НТО пункта 104 раздела "Ленинский район" (ул. Минаева, д. 1) согласован в соответствии с распоряжением администрации города Ульяновска от 16.10.2012 N 390-Р "Об утверждении Правил подготовки и издания правовых актов администрации города Ульяновска".
Постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 N 948 внесены соответствующие изменения в схему размещения НТО. Данное постановление опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 18.04.2017 N 33 и размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в разделе "Официальные документы".
Действующее законодательство не устанавливает приоритета частных градостроительных намерений перед аналогичными намерениями публичных образований.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации не противоречат вышеприведенным нормам, и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в оспариваемых постановлениях не указаны нормативные правовые акты, нарушение которых явилось причиной исключения спорных НТО из схемы размещения, подлежат отклонению. Отсутствие подробного обоснования причин исключения принадлежащих заявителю НТО из схемы размещения не свидетельствует о незаконности постановлений. Данные обстоятельства, указывающие на нарушения, допущенные при включении объектов НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", судом первой инстанции были исследованы и правильно оценены.
Ссылка заявителя на то, что договоры на размещение НТО в настоящее время являются действующими, по ним регулярно производится оплата, несостоятельна, так как данные обстоятельства не опровергают фактов необоснованного включения вышеуказанных объектов НТО в схему размещения, установленных судом первой инстанции, и не могут повлечь за собой возникновения у администрации обязанности включить НТО в схему размещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация не заявляла о наличии нарушений Правил благоустройства при включении спорных НТО в схему размещения, при заключении договоров на размещение НТО, не поставила в известность об этом заявителей при получении предупреждения антимонопольного органа, при составлении актов осмотров спорных НТО, судом апелляционной инстанции не принимаются. Бездействие администрации не может оправдать факта незаконного включения объектов НТО в схему размещения НТО, что нашло подтверждение материалами дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со
ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 10 декабря 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно
статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь
статьями 269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2019 года по делу N А72-14767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Т.С.ЗАСЫПКИНА