Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2019 N Ф05-6243/2019 данное постановление отменено, требование удовлетворено.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 N 10АП-1189/2019 по делу N А41-65854/18
В иске об обязании складировать заготовленную древесину, очистить места складирования и противопожарные разрывы от горючих материалов и отделить противопожарной минерализованной полосой оказано правомерно, так как в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 N 10АП-1189/2019 по делу N А41-65854/18
В иске об обязании складировать заготовленную древесину, очистить места складирования и противопожарные разрывы от горючих материалов и отделить противопожарной минерализованной полосой оказано правомерно, так как в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2019 г. по делу N А41-65854/18
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ПАО "Московская объединенная электросетевая компания": Константинова О.П., по доверенности от 23.05.2018; от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2018 года по делу N А41-65854/18, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Московская объединенная электросетевая компания", третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, об освобождении лесных участков,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" со следующими требованиями:
- обязать ПАО "МОЭСК" складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте на расстоянии о прилегающего лиственного леса на 20 м, а от хвойного - 40 м, согласно
п. 21,
п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах на лесных участках, расположенных в квартале 48 выделах 10; в квартале 60 выделе 3; в квартале 35 выделе 19; в квартале 59 выделах 13, 15; в квартале 28 выделах 7, 9; в квартале 29 выделах 2, 5, 6; в квартале 33 выделе 20 (защитные леса, лесопарковые зоны) Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенной в 0,25 км юго-восточнее п. Мишеронский г.о. Шатура Московской области.
- места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить от горючих материалов и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2018 года по делу N А41-65854/18 в удовлетворении исковых требований оказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со
ст. ст. 121 -
124,
153,
156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Постановлением Главы Администрации Мытищинского района Московской области от 07.06.2017 г. при проведении патрулирования был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: на просеке ВЛ-110 кВ принадлежащих ПАО "МОЭСК" расположенных в квартале 48 выделах 10; в квартале 60 выделе 3; в квартале 35 выделе 19; в квартале 59 выделах 13, 15; в квартале 28 выделах 7, 9; в квартале 29 выделах 2, 5, 6; в квартале 33 выделе 20 (защитные леса, лесопарковые зоны) Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенной в 0,25 км юго-восточнее п. Мишеронский г.о. Шатура Московской области спиленная древесина оставлена на месте рубки, частично складирована в штабеля. Места складирования места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены от горючих материалов и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м в результате чего нарушены
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417,
пп. "а" п. 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
По результатам выявленного правонарушения 30.06.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 17-179/2017 по
ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
07.06.2017 государственным лесным инспектором выявлено правонарушение по
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 17-179/2017 по результатом которого выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства N 17-179/2017, которое в срок до 27.07.2017 не было выполнено, и ПАО "МОЭСК" привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания) и Постановлением мирового судьи судебного участка N 247 района Даниловского района г. Москвы от 28.09.2017 ПАО "МОЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. в доход государства. Платежным поручение от 31.10.2017 N 114505 административный штраф ПАО "МОЭСК" оплатило в полном объеме.
29.09.2017 государственным лесным инспектором в результате осмотра лесного участка в вышеуказанных кварталах и выделах указанного участкового лесничества выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 25.08.2017 N 17-315/2017 аналогичного предыдущему предписанию от 30.06.2017 N 17-179/2017, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 17-396/2017 по результатам которого 30.10.2017 выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства N 17-396/2017. Постановлением мирового судьи судебного участка N 247 района Даниловского района г. Москвы от 01.12.2017 ПАО "МОЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. в доход государства. Платежным поручение от 12.04.2018 N 35452 административный штраф ПАО "МОЭСК" оплатило в полном объеме.
19.04.2017 государственным лесным инспектором в результате осмотра лесного участка в вышеуказанных кварталах и выделах указанного участкового лесничества выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 30.10.2017 N 17-396/2017 аналогичного предыдущему предписанию, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 22.05.2018 N 17-174/2018 и выдано новое предписание, аналогичное предыдущему.
15.06.2017 государственным лесным инспектором в результате осмотра лесного участка в вышеуказанных кварталах и выделах указанного участкового лесничества выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 22.05.2018. На момент проведения осмотра ПАО "МОЭСК" не выполнило выданное предписание и не совершило следующие действия: не складировало заготовленную древесину в штабеля на открытом месте на расстоянии о прилегающего лиственного леса на 20 м, а от хвойного - 40 м, согласно
п. 21,
п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах; места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены от горючих материалов и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Поскольку, как указывает истец, до настоящего времени ответчиком освобождение лесного участка не проведено, Комитет обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется способами, установленными
ст. 12 ГК РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, согласно
ст. 65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с
п. 1 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пунктом 14.5 указанного Постановления предусмотрено, что Комитет в целях реализации полномочий имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Между тем, заявитель не указал нормы права, позволяющие обращаться в суд с подобным требованием. Основанием для обращения в суд с настоящим заявлением послужило неисполнение предписаний и исчерпание предусмотренных
КоАП РФ способов воздействия на ответчика.
В силу
подп. "з" п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в
абз. 1 и
2 п. 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, а не пункт 12 статьи 3. | |
Согласно
п. 12 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в
ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
При этом, действующие законодательство не предоставляет заявителю права обращаться в суд с исками о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил заявителю иной механизм воздействия на нарушителя.
Действующим законодательством установлены иные последствия неисполнения законно вынесенного предписания.
Так, административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, предусмотрена
ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, в случае неисполнения законно вынесенного предписания возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность.
Указанная позиция сформулирована в
постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2016 года по делу N А40-42757/16.
При изложенных обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2018 года по делу N А41-65854/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА