Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 N 10АП-21709/2021 по делу N А41-37808/2021
Категория спора: Пользование природными ресурсами.
Требования органа: Об обязании убрать навалы строительного мусора.
Обстоятельства: Доказательства объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, каких-либо иных обстоятельств, исключающих виновность ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения, не установлено.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 N 10АП-21709/2021 по делу N А41-37808/2021
Категория спора: Пользование природными ресурсами.
Требования органа: Об обязании убрать навалы строительного мусора.
Обстоятельства: Доказательства объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, каких-либо иных обстоятельств, исключающих виновность ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения, не установлено.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2021 г. N 10АП-21709/2021
Дело N А41-37808/21
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Парасоцкая М.А. представитель по доверенности от 01.11.2021;
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2021 года по делу N А41-37808/21,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Россети Московский регион" о обязании убрать строительный мусор,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец. Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ПАО "Россети Московский регион" (далее - ответчик, общество) об обязании за свой счет в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу убрать с территории лесного участка в выделе 38 квартале 14 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Полушкино Раменского городского округа Московской области навалы строительного мусора в виде порубочных остатков, битого кирпича и бетона, обломков оконных рам и дверей, обломков досок, мешков со стекловатой объемом 25 м3, площадью 45 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2021 года по делу N А41-37808/21 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке
статье 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со
статьями 121 -
123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ПАО "Россети Московский регион", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
12.05.2020 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 14 квартале 38 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Павлушкино городского округа Раменское Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно навал строительного мусора (порубочные остатки, битый кирпич и бетон, обломки оконных рам и дверей, обломки досок) объемом 25 м3, площадью 45 м2.
Балансодержателем данного линейного объекта согласно договора аренды N 50-0371-05-13-02 от 12.12.2014 является ответчик (л.д. 29 - 40).
На основании вышеизложенного 08.07.2020 в адрес ответчика Комитетом был составлен протокол об административном правонарушении N 02-232/2020.
25.07.2019 Комитет выдал ответчику предписание об обязании общества, освободить просеку от горючих материалов, на которой находится линия электропередачи ПАО "МОЭСК" до 08.07.2020. Данное предписание ответчиком обжаловано не было.
Постановлением N 02-232/2020 от 25.08.2020 обществу назначено административное наказание, согласно которого общество было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. 00 коп. (л.д. 8 - 10).
Не согласившись с принятым решением общество обратилось в Воскресенский городской суд Московской области с требованием отменить указанное постановление.
Решением Воскресенского городского суда Московской области N 13-329/2020 жалоба ПАО "Россети Московский регион" была удовлетворена частично (л.д. 5).
Назначенное ПАО "Россети Московской области" указанным постановлением Комитета административное наказание по
ст. 8.32 ч. 3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей было снижено до 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Вышеназванное решение суда вступило в законную силу 26.01.2021.
Согласно платежного поручения N 8871 от 12.02.2021 административный штраф ответчиком был оплачен в полном объеме (л.д. 4).
11 сентября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении общества был составлен протокол N 02-401/2020, в связи с неисполнение предписания.
27 октября 2020 года Постановлением мировой судья судебного участка N 247 Даниловского района города Москвы по делу N 5-2753/2020 ПАО "Россети Московский регион" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.
На основании изложенного Комитет обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 3.4 договор аренды лесных участков N 50-0371-05-13-02 от 12.12.2014 арендатор обязан: использовать лесными участками по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, в том числе соблюдать требования
Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов,
Правил ухода за лесами,
Правил лесовосстановления,
Правил санитарной безопасности в лесах,
Правил пожарной безопасности в лесах, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесом на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении N 6 к настоящему договору; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации,
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов,
Правилами заготовки древесины,
Правилами ухода за лесами,
Правилами лесовосстановления,
Правилами санитарной безопасности в лесах,
Правилами пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы и т.д.
Так на основании договора аренды арендатор обязан осуществить санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно очистку лесов от захламления.
В то же время при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны; захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов; загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами; проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Согласно
Приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Приказ N 434) при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается: повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами земель, на которых осуществляется использование лесов, и охранной зоны линейных объектов; захламление территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, строительным и бытовым мусором, отходами древесины; загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.
Согласно
пункту 17 Приказа N 434 граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно
статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "а" пункта 23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"). | |
В соответствии с
подпунктом "а" пункта Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах. Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно
пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно
пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц. Указанные
нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра
Согласно
пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Доказательства объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ликвидацией навалов строительного мусора должен заниматься региональный оператор по обращению с ТКО, отклоняются судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 сентября 2021 года по делу N А41-37808/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
С.В.БОРОВИКОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
В.Н.СЕМУШКИНА