Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.02.2021 N 305-ЭС20-23491 отказано в передаче дела N А41-18562/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2020 N Ф05-17406/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 N 10АП-12432/20 по делу N А41-18562/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден; эксплуатация принадлежащих обществу помещений с нарушением пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей, причинении материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара.
Решение: Отказано.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 N 10АП-12432/20 по делу N А41-18562/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания об устранении нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден; эксплуатация принадлежащих обществу помещений с нарушением пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей, причинении материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара.
Решение: Отказано.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2020 г. N 10АП-12432/20
Дело N А41-18562/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр на Смирновской" (ИНН: 5027121227, ОГРН: 1065027030001) - Батулин А.Р. представитель по доверенности от 09.01.2020,
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (ИНН: 5036062440, ОГРН: 1045022400070) - Арутюнян А.А. представитель по доверенности от 30.12.2019,
от третьего лица Администрация городского округа Люберцы Московской области (ИНН: 5027036758, ОГРН: 1025003213179) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр на Смирновской" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года по делу N А41-18562/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр на Смирновской" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области об оспаривании предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Деловой центр на Смирновской" (далее - ООО "Деловой центр на Смирновской", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 26.02.2020 N 57/1/33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 108 - 111).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Деловой центр на Смирновской" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями
части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального
закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 05.02.2020 г. по 26.02.2020 г. на основании распоряжения от 30.01.2020 N 57 проведена внеплановая проверка ООО "Деловой центр на Смирновской", по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Инициативная, д. 13.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- объект защиты не обеспечен системой пожарной безопасности, чем нарушены требования
статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- для объекта защиты не обеспечено одно из условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, нарушены требования
статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- допущено разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы, нарушен
пункт 6.11.21 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288;
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, а не СП 5.13130.2013. | |
- в подземной автостоянке имеются случаи, нарушения эпюр (карт) орошения спринклерных оросителей автоматической установки пожаротушения ввиду разделения помещений перегородками, чем нарушены требования
статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
пункта 5.1.12 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
По результатам проверки в адрес заявителя выдано Предписание от 26.02.2020 N 57/1/33 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 15 августа 2020 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В силу
ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу
части 1 статьи 198,
части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с
частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному
Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности регламентируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (
пункт 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре).
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Следовательно, сотрудники ГУ МЧС России по Московской области вправе осуществлять государственный пожарный надзор и выносить в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписания об устранении нарушений и соблюдении требований в области в области пожарной безопасности.
Требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1 статьи 5);
пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности
(часть 1 статьи 6);
автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара
(часть 1 статьи 83).
В соответствии с требованиями
пункта 6.11.21 СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, в подземных автостоянках легковых автомобилей не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.
Согласно
пункту 5.1.12 СП 5.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", оросители следует устанавливать в соответствии с требованиями
таблицы 5.1 и с учетом их технических характеристик (монтажного положения, коэффициента тепловой инерционности, интенсивности орошения, эпюр орошения и т.п.), а распылители - с учетом их технических характеристик (монтажного положения, коэффициента тепловой инерционности, интенсивности орошения, эпюр орошения и т.п.) и требованиями нормативно-технической документации разработчика или изготовителя распылителей.
Факт допущенных нарушения вышеуказанных требований пожарной безопасности подтверждается представленными в материалы дела Актом проверки от 26.02.2020 г.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
При этом, время ввода в эксплуатацию здания или сооружения правового значения при применении данного акта не имеет, поскольку требования, изложенные в
СНиП 21-01-97*, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
Поскольку дальнейшая эксплуатация принадлежащих обществу помещений с нарушениями пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей, причинение существенного материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара, выполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности, является обязательным.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных управлению полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО "Деловой центр на Смирновской" является ненадлежащим лицом в отношение которого вынесено предписание, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ООО "Деловой центр на Смирновской" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Люберцы, ул. Инициативная д. 13.
В силу
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности лежит как на собственниках имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть и пользоваться имуществом.
Поскольку предписание направлено на защиту охраняемых законов интересов неопределенного круга граждан, оно могло быть выдано как собственнику помещения, так и лицу, уполномоченному владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что переустройство на парковочных местах, было согласовано решениями Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области, также не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку согласованное переустройство машино-мест не освобождает управляющую организацию от обеспечения надлежащего функционирования средств пожаротушения.
Переустройство и (или) перепланировка должны осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации, однако с учетом результатов проверки данные обстоятельства не подтверждаются, поскольку в результате разделения помещений перегородками были нарушены эпюры (карты) орошения спринклерных оросителей автоматической установки пожаротушения, которая не относится к частной собственности, а является общим имуществом собственников помещений, обеспечивающих защиту от пожара не только автостоянки, но и всего объекта капитального строительства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены оспариваемого им судебного акта.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2020 года по делу N А41-18562/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Э.Г.ХОМЯКОВ