Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 22.10.2019 N 305-ЭС19-19422 отказано в передаче дела N А41-96093/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2019 N Ф05-10655/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 N 10АП-3147/2019 по делу N А41-96093/18
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано, так как обязанность устранения выявленных нарушений, указанных в предписании, лежит на заявителе, поскольку управляющая компания многоквартирного жилого дома при приеме-передаче имущественного комплекса на обслуживание и содержание принимает риски соответствия такого имущества, в том числе требованиям пожарной безопасности.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 N 10АП-3147/2019 по делу N А41-96093/18
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано, так как обязанность устранения выявленных нарушений, указанных в предписании, лежит на заявителе, поскольку управляющая компания многоквартирного жилого дома при приеме-передаче имущественного комплекса на обслуживание и содержание принимает риски соответствия такого имущества, в том числе требованиям пожарной безопасности.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2019 г. по делу N А41-96093/18
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Хомякова Э.Г., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ООО "Сервисград" - Севостьянова С.А. по доверенности от 30.01.2019;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области - Ивановский В.С. по доверенности от 27.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2019 года по делу N А41-96093/18, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сервисград" (ООО "Сервисград") к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
ООО "Сервисград" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 19.09.2018 г. N 142/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 4, 7, 10, 22, 25, 28.
Решением Арбитражного суда Московской области 23 января 2019 года признаны незаконным предписание от 19.09.2018 г. N 142/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 4, 7, 10, 22, 25, 28.
Не согласившись с решением суда, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "Сервисград" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
В период с 13.09.2018 г. по 19.09.2018 г. на основании распоряжения от 07.09.2018 г. N 142 заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Сервисград" с целью контроля исполнения предписания от 08.05.2018 г. N 66/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в ходе которой были выявлены нарушения пожарной безопасности, в частности (п. п. 1, 4, 7, 10, 22, 25, 28):
- отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты многоквартирного жилого дома;
- дымоприемные устройства (клапаны для удаления продуктов горения) из приквартирных коридоров многоквартирного жилого дома размещены на шахтах ниже верхнего уровня дверных проемов.
В связи с выявленными нарушениями заинтересованным лицом ООО "Сервисград" выдано предписание от 19.09.2018 г. N 142/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 21.01.2019 г.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 19.09.2018 г. N 142/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 4, 7, 10, 22, 25, 28, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
Как указано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В силу п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР) на объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Как следует, из материалов дела, ООО "Сервисград" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, просп. Ракетостроителей, д. 9, корп. 1, с 2017 года; ранее управление указанным домом осуществляло ООО "Альтернатива Профи".
В соответствии с ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Как указывает ООО "Сервисград", прежняя управляющая компания ООО "Альтернатива Профи" не передала заявителю техническую документацию на дом, в том числе, исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты многоквартирного жилого дома.
15.02.2018 г. ООО "Сервисград" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Альтернатива Профи" о нечинении препятствий в управлении многоквартирным домом; решение по делу N А41-11526/18 до настоящего времени не принято.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие у ООО "Сервисград" исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты многоквартирного жилого дома не обусловлено виновными действиями заявителя, а является следствием непередачи документации прежней управляющей компанией, оспариванием решения общего собрания о выборе ООО "Сервисград" в качестве управляющей компании.
Апелляционный суд считает, что данный вывод суда первой инстанции несостоятелен, поскольку, указанные в рамках дела N А41-11526/18 обстоятельства в порядке ст. 69 АПК РФ не установлены.
Кроме того не установлено какие именно документы являются предметом рассмотрения в рамках спора по делу N А41-11526/18 имеющее отношение к настоящему делу.
В то же время в соответствии с пунктом 3 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" - исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
В силу пункта 5 Требований в состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, в том числе:
- акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
- акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
- акты освидетельствования скрытых работ;
- акты освидетельствования ответственных конструкций;
- актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица;
- исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения, акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий), иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Кроме того, в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Исполнительная документация, оформленная соответствующим образом, является документом построенного здания или сооружения, облегчающим процесс эксплуатации, отражающим техническое состояние, дающим четкое представление об ответственных производителях работ по любому из видов выполненных работ.
Исполнительная документация подтверждает выполнение работ в соответствии с проектными решениями, техническими регламентами и необходима для обеспечения эксплуатации зданий, строений и сооружений.
При этом, в случае утраты такой исполнительной документации у лиц у которых такая документация должна быть, такие лица могут совершить действия направленные на проверку соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерного обеспечения требованиям технических регламентов.
Так согласно Справочного пособия Общероссийский общественный фонд "ЦЕНТР КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА" Санкт-Петербургское отделение "Исполнительная документация в строительстве" в разделе 1.8, указано, что в случае непреднамеренной утраты исполнительной документации участниками строительства, по решению органа государственного строительного надзора разрешается проведение обследования объекта капитального строительства специализированной организацией для проверки соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения требованиям технических регламентов (норм и правил)* и проектной документации. В случае наличия положительного заключения по результатам такого обследования, восстановление утраченной исполнительной документации не требуется.
Таким образом, после ввода объекта в эксплуатацию при утрате исполнительной документации (наличие и ведение которой предусмотрено установленными нормами и правилами), уже отсутствует необходимость в принятии решения органом государственного строительного надзора, так как объект введен в эксплуатацию, и по аналогии - документация должна быть восстановлена путем проведения обследования (рабочая документация по эксплуатации и техническому обслуживанию, которая должна оформляться и вестись в процессе эксплуатации инженерного оборудования согласно ГОСТа Р 50776-95).
Следовательно, оснований для признания предписания незаконным в части п. 1, у суда первой инстанции не имелось.
Так же суд первой инстанции посчитал со ссылкой на п. 7.8 "СП 7.13130.2013 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 21.02.2013 г. N 116, что имеются основания для признания незаконным предписания в части пунктов 4, 7, 10, 22, 25, 28.
Так согласно п. 7.8 "СП 7.13130.2013. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 21.02.2013 г. N 116, при удалении продуктов горения из коридоров дымоприемные устройства следует размещать на шахтах под потолком коридора, но не ниже верхнего уровня дверных проемов эвакуационных выходов. Допускается установка дымоприемных устройств на ответвлениях к дымовым шахтам. Длина коридора, приходящаяся на одно дымоприемное устройство, должна составлять:
не более 45 м при прямолинейной конфигурации коридора;
не более 30 м при угловой конфигурации коридора;
не более 20 м при кольцевой (замкнутой) конфигурации коридора.
Из акта обследования от 14.01.2019 г. обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, просп. Ракетостроителей, д. 9, корп. 1, составленного комиссией в составе инженера ООО "Сервисград" Тарасова С.В., председателя совета дома Крылова Д.В., членов совета дома Черушевой О.Г., Алексеева Д.А., следует, что в вышеуказанном доме 9 подъездов, 19 этажей; высота потолков в приквартирных коридорах в каждом подъезде на каждом этаже многоквартирного жилого дома составляет 2,6 м; высота дверных проемов в приквартирных коридорах в каждом подъезде на каждом этаже многоквартирного жилого дома составляет 2,10 м, высота до нижнего уровня дымоприемных устройств (клапанов для удаления продуктов горения) в каждом подъезде на каждом этаже многоквартирного жилого дома составляет 1,75 м; размер дымоприемных устройств (клапанов для удаления продуктов горения) 0,7 x 0,6 м.
Многоквартирный жилой дом по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, просп. Ракетостроителей, д. 9, корп. 1, был построен и введен в эксплуатацию с вышеуказанным расположением дымоприемных устройств, сведений о внесении каких-либо замечаний по поводу нарушения норм пожарной безопасности при строительстве сторонами не представлено.
Изменение конструкции (расположения) дымоприемных устройств в настоящее время будет являться капитальным ремонтом, который в силу норм ЖК РФ и заключенного договора управления не входит в сферу обязанностей управляющей организации.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, на ООО "Сервисград" не может быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта по изменению конструкции (расположения) дымоприемных устройств в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, просп. Ракетостроителей, д. 9, корп. 1, поскольку законом такая обязанность не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", система противодымной защиты - комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий и сооружений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.
Клапан противопожарный нормально закрытый, имеющий предельное состояние по огнестойкости, характеризуемое только потерей плотности, и подлежащий установке непосредственно в проемах дымовых вытяжных шахт в защищаемых коридорах.
Согласно Свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" - п. 7.8 При удалении продуктов горения из коридоров дымоприемные устройства следует размещать на шахтах под потолком коридора, но не ниже верхнего уровня дверных проемов эвакуационных выходов. Допускается установка дымоприемных устройств на ответвлениях к дымовым шахтам.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.
Системы коллективной защиты людей должны обеспечивать их безопасность в течение всего времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей в этом случае должна достигаться посредством объемно-планировочных и конструктивных решений безопасных зон в зданиях и сооружениях (в том числе посредством устройства незадымляемых лестничных клеток), а также посредством использования технических средств защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (в том числе средств противодымной защиты).
Так, согласно статье 56 вышеуказанного Закона, система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей (ст. 85 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
Таким образом, нарушение нормативных требований пожарной безопасности при размещении и эксплуатации дымоприемных устройств системы противодымной защиты создает угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии пунктом 5 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.01.2017, регистрационный N 45228) предметом федерального государственного пожарного надзора является:
- исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;
- исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
- выполнение предписаний органов ГПН;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Учитывая изложенное и принимая во внимание что ООО "Сервисград" является единственной организацией осуществляющей свою деятельность (управление и обслуживание) на объекте защиты (многоквартирном жилом доме), то обязанность устранения всех выявленных нарушений, указанных в предписании N 142 от 19.09.2018, лежит на ООО "Сервисград" в силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так как управляющая компания многоквартирного жилого дома при приеме-передаче имущественного комплекса на обслуживание и содержание принимает риски соответствия такого имущества, в том числе требованиям пожарной безопасности.
При получении предписания об устранении выявленных нарушений, ООО "Сервисград" обязано принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности своими силами, требовать их устранения с застройщика или с третьих лиц (проектировщиков, подрядных организаций и пр.).
Судом первой инстанции не учтены положения Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", согласно которого, в пункте 10 указано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность для жизни и здоровья граждан.
В пункт 11 данного постановления указано, что содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе, включает в себя осмотр имущества собственниками и управляющей компанией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пункт 13 данного постановления указано, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В пункте 14 данного постановления указано, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений);
Пункт 24 данного постановления указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Участник долевого строительства вправе предъявить иск в суд или предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов) при условии, что такие недостатки (дефекты) выявлены в течение гарантийного срока. Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд. Застройщик не несет ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий, нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, иных обязательных требований к процессу эксплуатации объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий либо вследствие ненадлежащего их ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлеченными им третьими лицами, а также если недостатки (дефекты) объекта долевого строительства возникли вследствие нарушения предусмотренных предоставленной участнику долевого строительства инструкцией по эксплуатации объекта долевого строительства правил и условий эффективного и безопасного использования объекта долевого строительства, входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.
В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
- разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
- расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
- подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;
- подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора;
- обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов;
д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
- определение способа оказания услуг и выполнения работ;
- подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;
- выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме;
- осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
- ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Статья 7 указанного ФЗ определяет содержание и применение технических регламентов, а именно технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
- безопасность излучений;
- биологическую безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую безопасность;
- пожарную безопасность;
- безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
- термическую безопасность;
- химическую безопасность;
- электрическую безопасность;
- радиационную безопасность населения;
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений;
- другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара; и т.д.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации федеральной противопожарной службы по пожарному надзору проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 и зарегистрированным в Минюсте России 13.01.2017 N 45228) предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности, в том числе выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора. Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения и т.д. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения, и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, а также руководителей и иных работников хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Таким образом, управляющая компания должна организовать и обеспечить устранение нарушений и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома, при этом право выбора способа и условий предоставлено непосредственно управляющей компании, а именно собственными силами или путем требования исполнения условий договора в части гарантийных обязательств застройщика, привлечением сторонних организаций или иным способом, в том числе по привлечению дополнительных собственных средств, или по гарантийным обязательствам средств застройщика, или иными способами и в том числе за счет собственников имущества, при наличии к тому соответствующих материально-правовых оснований.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что выполнение требований предписания в части конструкции дымоприемных устройств в настоящее время будет являться капитальным ремонтом, который в силу норм ЖК РФ и заключенного договора управления не входит в сферу обязанностей управляющей организации, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Кроме того, доказательств подтверждающих, что вышеуказанные требования предписания в этой части связаны исключительно с действиями по капитальному ремонту, в материалы дела не представлено.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования об оспаривании предписания от 19.09.2018 г. N 142/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 4, 7, 10, 22, 25, 28.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2019 года подлежит отмене, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2019 года по делу N А41-96093/18 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Э.Г.ХОМЯКОВ