Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 N 10АП-2559/2022 по делу N А41-80654/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: В данном случае ответчик не обеспечил расчистку территории линейного объекта от порубочных остатков, что зафиксировано в акте о проверке и приложенном к нему фотоматериале. Древесина и порубочные остатки являются горючими материалами, от которых просеки, где находятся линии электропередачи, в пожароопасный сезон должны быть свободны.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 N 10АП-2559/2022 по делу N А41-80654/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: В данном случае ответчик не обеспечил расчистку территории линейного объекта от порубочных остатков, что зафиксировано в акте о проверке и приложенном к нему фотоматериале. Древесина и порубочные остатки являются горючими материалами, от которых просеки, где находятся линии электропередачи, в пожароопасный сезон должны быть свободны.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2022 г. N 10АП-2559/2022
Дело N А41-80654/21
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-80654/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
Комитета лесного хозяйства Московской области - Миронова С.Э. по доверенности от 22.12.2021.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", общество, ответчик) с требованием об обязании в течение 30-ти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу складировать в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м древесину на территории лесного участка в выделе 32 квартала 37 Авсюнинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Зворково городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить в части указания срока выполнения ответчиком заявленных требований на срок три месяца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на невозможность исполнения решения суда в определенный судом месячный срок.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
частью 5 статьи 268 названного Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение на предмет его законности и обоснованности пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции только в обжалуемой подателем жалобы части.
Как следует из материалов дела, 19.06.2020 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 32 квартала 37 Авсюнинского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Зворково городского округа Орехово-Зуево Московской области, выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно навал штабелей древесины, оставленной после рубки прошлых лет и не отделенные противопожарной полосой.
Балансодержателем данного линейного объекта является ответчик.
На основании вышеизложенного 30.07.2020 в адрес ответчика комитетом был составлен протокол об административном правонарушении N 9-238/2020.
30 июля 2020 года комитет выдал ответчику предписание об обязании общества складировать в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м древесину на земельном участке в зоне воздушной линии электропередачи ВЛ-110 "Спортивная-Авсюнино".
Постановлением N 9-238/2020 от 28.09.2020 обществу назначено административное наказание, согласно которому общество было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Орехово-Зуевский городской суда Московской области с требованием отменить указанное постановление.
Решением Орехово-Зуевский городской суда Московской области N 12-181/2020 жалоба ПАО "Россети Московский регион" была удовлетворена частично. Назначенное ПАО "Россети Московской области" указанным постановлением комитета административное наказание было снижено до 150 000 руб. Решение суда вступило в законную силу 26.01.2021.
Согласно платежному поручению N 38518 от 27.04.2021 административный штраф ответчиком был оплачен в полном объеме.
29 октября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении общества был составлен протокол в связи с неисполнение предписания.
26 ноября 2020 года постановлением мирового судьи судебного участка N 242 Нагатинского района города Москвы по делу ПАО "Россети Московский регион" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения ответчиком лесного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения обжалуемого решения суда.
Так,
подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно
части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с
частью 3 указанной статьи лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных
статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (действовавшие на момент проведения проверки).
Согласно
пункту 15 Правил использования лесов при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
В силу
пункта 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Аналогичные требования содержатся в
пунктах 15,
17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и
Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на общество, являющееся в силу указанных норм права пользователем лесного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен линейный объект, возлагается обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Согласно
статье 53 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
Правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (действовавшим на момент проведения проверки).
Согласно
пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Аналогичные требования содержатся в
пунктах 26,
44,
45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением
Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку территории линейного объекта от порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности устранить нарушения в установленный решением суда первой инстанции срок и необходимости предоставить ответчику для исполнения не менее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, со ссылкой на необходимость проведения торгово-закупочных процедур, несостоятельны.
Так, предписание об устранении нарушений лесного законодательства было выдано ответчику еще в июле 2020 года, то есть у ответчика было достаточно времени на устранение нарушения в добровольном порядке.
Кроме того, обжалуемое решение суда вступает в законную силу лишь со дня принятия настоящего постановления суда апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-80654/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
М.И.ПОГОНЦЕВ