Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 N 10АП-25575/2021 по делу N А41-73473/2021
Требование: Об обязании складировать навалы древесины в штабеля и отделить их противопожарной минерализованной полосой.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 N 10АП-25575/2021 по делу N А41-73473/2021
Требование: Об обязании складировать навалы древесины в штабеля и отделить их противопожарной минерализованной полосой.
Решение: Требование удовлетворено.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2022 г. N 10АП-25575/2021
Дело N А41-73473/21
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2022 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 по делу N А41-73473/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - Константинова О.П. по доверенности от 11.05.2021;
Комитета лесного хозяйства Московской области - Миронова С.Э. по доверенности от 22.12.2021.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский Регион", общество, ответчик) об обязании за свой счет в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 10 квартала 12 Анциферовского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области навалы древесины складировать в штабеля и отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением арбитражного суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ПАО "Россети Московский Регион" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить в части указания срока выполнения ответчиком заявленных требований на срок три месяца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на невозможность исполнения решения суда в определенный судом месячный срок.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 названного Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение на предмет его законности и обоснованности пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции только в обжалуемой подателем жалобы части.
Как следует из материалов дела, 17.06.2020 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделах 5,13 квартала 12 Анциферовского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Смолево городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП, ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач ВЛ-110 "Анциферово-Нежино" не свободна от горючих материалов, а именно: срубленная древесина частично складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
08 июля 2020 года в отношении ПАО "Россети Московский регион" составлен протокол об административном правонарушении N 9-288/2020.
08 июля 2020 года ПАО "Россети Московский регион" выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, об обязании очистить земельный участок в охранной зоне воздушной линии электропередачи "Анциферово-Нежино": срубленную древесину складировать в штабеля и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра до 27 октября 2020 года. Данное предписание не обжаловано и не отменено.
18 августа 2020 года заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено постановление о назначении административного наказания N 9-288/2020, согласно которому ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 руб.
Не согласившись с принятым решением ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить постановление о назначении административного наказания от 18 августа 2020 года N 9-288/2020.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области по делу N 12-134/2021 размер штрафа снижен до 300 000 руб., а жалоба ПАО "Россети Московский регион" удовлетворена частично.
Платежным поручением N 23475 от 25.03.2021 административный штраф в размере 300 000 руб. оплачен ответчиком.
10 ноября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области в отношении ПАО "Россети Московский регион" составлен протокол N 9-527/2020 в связи с неисполнением предписания.
10 декабря 2020 постановлением мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района города Москвы ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в размере 10 000 руб.
Истец указывает, что ПАО "Россети Московский регион" как пользователь лесных участков обязано содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, Правил пожарной безопасности в лесах, Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации.
Нарушения требований законодательства ответчиком не устранены, что подтверждается представленным в материалы дела актом осмотра.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Ответчик исковые требования признал частично, просил предоставить срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения требований истца.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения ответчиком лесного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения обжалуемого решения суда.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с частью 3 указанной статьи лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (действовавшие на момент проведения проверки).
Согласно пункту 15 Правил использования лесов при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
В силу пункта 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 15, 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на общество, являющееся в силу указанных норм права пользователем лесного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен линейный объект, возлагается обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Согласно статье 53 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (действовавшим на момент проведения проверки).
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 26, 44, 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от порубочных остатков, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности устранить нарушения в установленный решением суда первой инстанции срок и необходимости предоставить ответчику для исполнения не менее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, со ссылкой на необходимость проведения торгово-закупочных процедур, несостоятельны.
Так, предписание об устранении нарушений лесного законодательства было выдано ответчику еще в июле 2020 года, то есть у ответчика было 18 месяцев на устранение нарушения в добровольном порядке.
Кроме того, обжалуемое решение суда вступает в законную силу лишь со дня принятия настоящего постановления суда апелляционной инстанции.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание, что ответчик не лишен возможности при наличии к тому оснований обратиться в суд с заявлением о рассрочке/отсрочке исполнения судебного акта в установленном порядке.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 по делу N А41-73473/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
М.И.ПОГОНЦЕВ