Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А41-28788/13
Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима удовлетворено правомерно, так как административным органом допущена неверная квалификация бездействия общества, повлекшая нарушение прав общества.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А41-28788/13
Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима удовлетворено правомерно, так как административным органом допущена неверная квалификация бездействия общества, повлекшая нарушение прав общества.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А41-28788/13
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания Сибгатуллиным Р.Р.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Московское ПМЭС - Жукова А.Е., представитель по доверенности <...>
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Коротков А.В., представитель по доверенности <...>
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 года по делу N А41-28788/13, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Московское ПМЭС о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала Московское ПМЭС (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14 июня 2013 года N 10-021/2013 которым общество было привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 3 - 5 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 года заявление удовлетворено (л.д. 229 - 232 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции в части неприменения постановления Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемое решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, представил суду отзыв, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ходе патрулирования лесного массива должностным лицом комитета в выделах 1, 2, 3, 5, 6, 7 квартала 272 Зарайского участкового лесничества выявлен факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, выразившийся в том, что указанные участки лесного фонда, прилегающие к линиям электропередач, не свободны от горючих материалов.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра территории от 03.06.2013 (л.д. 13 т. 2).
В связи с выявленными нарушениями административным органом 03.06.2013 в отношении общества составлен протокол N 10-021/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, согласно которому обществу вменено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (л.д. 14 т. 2).
Обществу выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства от 03.06.2013 N 10-021/2013 (л.д. 21 т. 2).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.06.2013 N 10-021/2013 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 100 000 рублей штрафа (л.д. 41 - 44 т. 2).
ОАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из неправомерного применения административным органом положений Постановления Губернатора Московской области от 26.04.2013 года N 104-ПГ, которое не вступило в законную силу в связи с отсутствием официального опубликования.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Привлекая ОАО "ФСК ЕЭС" за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, административный орган указывает в качестве основания Постановление Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности".
Согласно пункту 3 указанного Постановления особый противопожарный режим вводится на территории Московской области с 1 мая 2013 года.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ постановление вступает в силу с момента подписания.
Исходя из положений Закона Московской области от 23.04.2003 N 41/2003-ОЗ "О Губернаторе Московской области", Постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области" постановления Губернатора Московской области, имеющие нормативный характер, вступают в силу после дня их первого официального опубликования или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Официальными источниками опубликования постановлений Губернатора Московской области являются Информационный вестник Правительства Московской области и газета "Ежедневные новости. Подмосковье" (пункт 1 Постановления Губернатора Московской области от 13.04.2001 N 98-ПГ "Об опубликовании нормативных правовых актов, принятых Губернатором Московской области, Правительством Московской области").
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Установив, что Постановление Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ не было официально опубликовано, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у административного органа оснований для его применения.
Изложенный в апелляционной жалобе довод административного органа об опубликовании Постановления Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ в Информационном вестнике Правительства Московской области признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку данный вестник N 7 за июнь 2013 года вышел в свет 28.06.2013, в то время как правонарушение выявлено 03.06.2013, оспариваемое постановление вынесено 14.06.2013, то есть до официального опубликования Постановления Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ.
Таким образом, административным органом допущена неверная квалификация бездействия общества, повлекшая нарушение прав общества.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и направлены на уклонение общества от административной ответственности.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 года по делу N А41-28788/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО