Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 N 10АП-19174/2021 по делу N А41-23469/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: О признании недействительным предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: Обязательства по очистке от порубочных остатков и образовавшихся из срубленных деревьев завалов заявитель не исполнил, что зафиксировано в акте об осмотре территории. Обжалуемое предписание выдано при наличии достаточных к тому оснований, соответствует требованиям, предъявляемым к подобному роду документов, носит определенный и четкий характер, не вызывает неоднозначного толкования и не обладает признаками неисполнимости.
Решение: Отказано.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 N 10АП-19174/2021 по делу N А41-23469/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: О признании недействительным предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
Обстоятельства: Обязательства по очистке от порубочных остатков и образовавшихся из срубленных деревьев завалов заявитель не исполнил, что зафиксировано в акте об осмотре территории. Обжалуемое предписание выдано при наличии достаточных к тому оснований, соответствует требованиям, предъявляемым к подобному роду документов, носит определенный и четкий характер, не вызывает неоднозначного толкования и не обладает признаками неисполнимости.
Решение: Отказано.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2021 г. N 10АП-19174/2021
Дело N А41-23469/21
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ПлитИнвест" - представитель не явился, извещено;
от государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" - Касабян М.С. по доверенности от 06.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПлитИнвест"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13 июля 2021 по делу N А41-23469/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПлитИнвест"
к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес"
об оспаривании предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПлитИнвест" (далее - ООО "ПлитИнвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному казенному учреждению Московской области "Мособллес" (далее - учреждение, ответчик, ГКУ МО "Мособллес") о признании незаконным предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 20.01.2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 по делу N А41-23469/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л.д. 287 - 289).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ПлитИнвест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ПлитИнвест", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГКУ МО "Мособллес" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ГКУ МО "Мособллес", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09 января 2020 года Комитет лесного хозяйства Московской области (заказчик) и ООО "ПлитИнвест" (подрядчик) заключили государственный контракт N 0148200004919000179, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по санитарно-оздоровительным мероприятиям (предупреждение, распространение вредных организмов) в границах Егорьевского лесничества Московской области в соответствии с техническим зданием (приложение 5 к контракту) и с учетом положений пункта 3.1 контракта в соответствии с календарным планом выполнения работ, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (далее - государственный контракт) (т. 1 л.д. 193 - 214).
На основании государственного контракта Комитет лесного хозяйства (продавец) и ООО "ПлитИнвест" (подрядчик) заключили договор купли-продажи лесных насаждений от 10.01.2020 N 01-05-2020, по условиям которого продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии со
статьей 77 ЛК РФ, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора (т. 1 л.д. 32 - 38).
В соответствии с пунктом 7 договора сроки и условия вывоза древесины: не позднее срока окончания действия договора.
Согласно пункту 8 договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой в срок по 30.11.2020 включительно.
В соответствии с пунктом 15 договора, покупатель обязан выполнить лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ (п. "г"), осуществить складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ (п. "д"), обеспечить вывоз древесины в срок, установленный настоящим договором (п. "е"), осуществить своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. "ж").
Срок действия договора установлен с 10.01.2020 по 30.11.2020 (пункт 24 договора).
Дополнительным соглашением от 30.11.2020 стороны продлили срок действия договора от 10.01.2020 N 01-05-2020 до 15.12.2020.
В ходе патрулирования 17.12.2020 сотрудником ГКУ "Мособллес" лесного участка, расположенного в квартале N 51 выделе N 11,12 Больше Гридинского участкового лесничества Егорьевского филиала, квартале 42 выделе 7, 20, 24 Юбилейного участкового лесничества Егорьевского филиала, квартале 22 выделе 11, 13, 21, 22, 31 Пригородного участкового лесничества Егорьевского филиала, квартале 87 выделе 10, 15, 17, 21, Егорьевского участкового лесничества Егорьевского филиала, выявлены нарушения лесного законодательства, а именно: ООО "ПлитИнвест", как лицо, ответственное за выполнение работ по санитарно-оздоровительным мероприятиям (сплошная санитарная рубка и уборка неликвидной древесины) на основании договора купли-продажи лесных насаждений на лесных участках, не обеспечило своевременное выполнение работ по очистке лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой и вывозам древесины, что зафиксировано в акте осмотра территории от 17.12.2020.
По результатам выявленного правонарушения 20.01.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 05-003/21 по
части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства сроком исполнения до 31.03.2021 (т. 1 л.д. 26 - 31).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ПлитИнвест" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно
подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление таких полномочий в области лесных отношений, как организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В силу
части 2.1 статьи 96 ЛК РФ,
пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
частью 2 статьи 83 Лесного кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области (
пункт 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22).
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 16.04.2013 N 30-10-Р утвержден перечень должностных лиц ГКУ МО "Мособллес" и его филиалов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Московской области.
В соответствии с
частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в
части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области (Мособлкомлеса) от 20.11.2017 N 27П-2029 утвержден
порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах Московской области.
Согласно
пункту 1.3 Приказа Мособлкомлеса от 20.11.2017 N 27П-2029 "Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах Московской области" мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся государственными лесными инспекторами Московской области при патрулировании лесов в виде регулярного осмотра территории земель лесного фонда при осуществлении функции федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Согласно
пункту 4.1 Приказа Мособлкомлеса от 20.11.2017 N 27П-2029 "Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах Московской области" в ходе осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах государственный лесной инспектор Московской области имеет право, в том числе, предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; пресекать нарушения лесного законодательства; составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В
пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
В соответствии с
пунктом 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в
части 2.1 статьи 96 данного Кодекса, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Предписание должно содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 (далее - Правила заготовки древесины), предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими
Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Согласно
подпункту "к" пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В соответствии с
пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее - Правила пожарной безопасности), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу
подпункта "б" пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 м в кучи или валы шириной не более 3 м с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Подпунктом "в" пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 предусмотрено, что в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с
пунктом 17 Правил N 417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Таким образом, лесопользователь, в силу действующего законодательства, обязан осуществлять очистку лесного участка от отходов лесозаготовительной деятельности.
На основании подпункта "г" пункта 15 договора покупатель обязан выполнить лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ.
Согласно технологической карте лесосечных работ, сбор порубочных остатков в кучи и валы производится одновременно с лесозаготовительными работами с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период.
Дополнительным соглашением от 30.11.2020 стороны продлили срок действия договора от 10.01.2020 N 01-05-2020 до 15.12.2020.
Вместе с тем, на момент проверки срок действия договора от 10.01.2020 N 01-05-2020 истек.
При этом обязательства по очистке от порубочных остатков, а также от образованных завалов из срубленных деревьев заявитель не выполнил, что зафиксировано в акте осмотра территории от 17.12.2020.
Также, согласно актам осмотра от 04.06.2021 и от 16.06.2021 спорных лесных делянок, заготовленная древесина вывезена полностью, а порубочные остатки сожжены не в полном объеме.
Всесторонне и полно изучив вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое предписание выдано при наличии достаточных к тому оснований, соответствует требованиям предъявляемым к подобному роду документов, носит определенный и четкий характер, не вызывает неоднозначного толкования, признаками неисполнимости не обладает, в связи с чем является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 по делу N А41-23469/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
Н.А.ПАНКРАТЬЕВА
Э.Г.ХОМЯКОВ