Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 N 10АП-17221/2014 по делу N А41-46512/14
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах удовлетворено, поскольку в материалах административного дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения юридического лица или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 N 10АП-17221/2014 по делу N А41-46512/14
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах удовлетворено, поскольку в материалах административного дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения юридического лица или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N А41-46512/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ОАО "МОЭСК" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., по доверенности от 25.12.2014 N 26-Дов-515,
от ГКУ МО "Мособллес": Разумак М.А., по доверенности от 20.06.2014 N 38,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" к Комитету лесного хозяйства Московской области, Государственному казенному учреждению "Мособллес" о признании незаконным и отмене постановления N 8-127/2014 от 03.07.2014, предписания от 05.06.2014,
установил:
открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "МОЭСК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконными и отмене постановления N 8-127/2014 от 03.07.2014, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предписания от 05.06.2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.01.2015 заявленные требования удовлетворены; признано незаконным и отменено постановление N 8-127/2014 от 03.07.2014, принятое Комитетом лесного хозяйства Московской области в отношении ОАО "МОЭСК" о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ; признано недействительным предписание Комитета лесного хозяйства Московской области от 05.06.2014, выданное ОАО "МОЭСК"; взыскано с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ОАО "МОЭСК" расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 суд перешел к рассмотрению дела N А41-46512/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица, привлечено Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее - ГКУ МО "Мособллес").
Согласно
п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является, в том числе принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со
статьями 121 -
124,
153,
156 АПК РФ в отсутствие ОАО "МОЭСК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившегося в заседание и не направившего своих представителей.
Представитель комитета и ГКУ "Мособллес" в судебном заседании возражал по доводам заявления, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.05.2014 государственным лесным инспектором - старшим участковым лесничим Круговского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" произведен осмотр лесных участков в составе земель лесного фонда Московской области, в квартале 61 выдел 24 Круговского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" вблизи д. Третьяково Клинского муниципального района Московской области.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории от 12.05.2014, согласно которому на землях государственного лесного фонда протяженностью 1,0 км лежит спиленная древесина мягколиственных и хвойных пород деревьев, не убранная после проведения работ по расчистке ЛЭП, также порубочные остатки (отпиленные сучья, вершины деревьев), являющиеся также горючим материалам, измельчены и оставлены на перегнивание; неубранная древесина лежит у стены леса от линии электропередач. При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка. Фотографии приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 26 - 27, 91 - 93).
12.05.2014 ГКУ МО "Мособллес" вынесено определение N 08-127/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в связи с нарушением ОАО "МОЭСК"
п. п. 19,
34,
35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правил). (том 1 л.д. 31 - 33).
05.06.2014 ГКУ МО "Мособллес" в отношении ОАО "МОЭСК" составлен протокол N 08-127/2014 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, которым обществу вменено нарушение
п. п. 9,
19,
20,
21,
34,
35 Правил (том 1 л.д. 28 - 30).
В тот же день - 05.06.2014, ГКУ МО "Мособллес" в отношении ОАО "МОЭСК" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 07.08.2014.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, комитетом вынесено постановление от 03.07.2014 N 8-127/2014, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (том 1 л.д. 109 - 111).
Не согласившись с указанными постановлением о привлечении к административной ответственности и предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании указанных актов.
Согласно
ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу
ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Правила пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно
пункту 19 Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно
пункту 21 Правил, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
На основании
пункта 34 Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При этом полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Пунктом 35 Правил установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Субъектом правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
На основании
части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу
пункта 61 "Правил заготовки древесины", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, содержащемуся в четвертом разделе "Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины", очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной
нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО "МОЭСК".
В соответствии со
ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным
Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом в адрес общества по электронной почте 11.06.2014 направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 03.07.2014 (том 1 л.д. 107).
Однако, из представленной распечатки не возможно установить, было ли оно отправлено и ознакомлено ли с ним общество.
Дело об административном правонарушении N 8-127/2014 рассмотрено 03.07.2014 в отсутствие законного представителя ОАО "МОЭСК".
В материалах административного дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения юридического лица или законного представителя ОАО "МОЭСК" о времени и месте рассмотрения дела 03.07.2014.
В ходе судебного разбирательства административным органом не представлены иные доказательства направления уведомления о времени и месте вынесения оспариваемого постановления в адрес общества.
Апелляционным судом установлено, что административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, установленного
КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицу, привлекаемому к ответственности, не позволило в полной мере воспользоваться предоставленными ему правами.
В соответствии с
пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии с
ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью
В части требования общества о признании незаконным предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 05.06.2014 следует отметить следующее.
В соответствии с
ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ, осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
В силу
ч. 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ,
пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
ч. 1 ст. 83 указанного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
ч. 2 ст. 83 названного Кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области (
пункт 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22).
Основной целью деятельности ГКУ МО "Мособллес" является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от 16.04.2013 N 30-10-Р, утвержден
Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Московской области, к которым относится и старший участковый лесничий филиала ГКУ МО "Мособллес".
В соответствии с
п. 8 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в
ч. 2.1 названной статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом ГКУ МО "Мособллес" в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Московской области. Признание незаконным постановления об административном правонарушении в связи с допущенными административным органом нарушениями порядка привлечения не является основанием для признания незаконным выданного предписания.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.01.2015 по делу N А41-46512/14 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 8-127/2014 от 03.07.2014, принятое Комитетом лесного хозяйства Московской области в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА