Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 N 10АП-15489/2015 по делу N А41-59552/15
Производство по делу об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности прекращено правомерно, так как установлено, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 N 10АП-15489/2015 по делу N А41-59552/15
Производство по делу об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности прекращено правомерно, так как установлено, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.


Содержание


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А41-59552/15
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Лафарж Цемент": Лукашенко Н.В., по доверенности от 09.07.2015 N Л/177-15;
от Главного управления МЧС России по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Лафарж Цемент"
на определение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2015 по делу N А41-59552/15, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Лафарж Цемент" к Главному управлению МЧС России по Московской области (отдел надзорной деятельности по Воскресенскому району)
об оспаривании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
установил:
открытое акционерное общество "Лафарж Цемент" (далее - ОАО "Лафарж Цемент", общество) обратилось к Главному управлению МЧС России по Московской области (далее - ГУ МЧС по Московской области, заинтересованное лицо) с заявлением об оспаривании предписания N 45/1/31 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного должностным лицом отдела надзорной деятельности по Воскресенскому району 28.04.2015 г. в адрес общества (том 1 л.д. 2 - 16).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года производство по делу N А41-59552/15 прекращено.
Не согласившись с указанным определением, ОАО "Лафарж Цемент" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность принятого определения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Лафарж Цемент" в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя общества, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 03.04.2015 по 28.04.2015 в отношении ОАО "Лафарж Цемент" была проведена проверка, в результате которой установлены нарушения требований Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ППР в РФ N 390, НПБ 110-03, СНиП 21-01-97* и других правил пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями ОАО "Лафарж Цемент" выдано предписание N 45/1/31 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28.04.2015, которым обществу предписано в срок до 01.02.2016 устранить нарушения.
Полагая, что указанное выше постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (статья 29 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу указанных норм арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 33 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". При этом необходимо учитывать, что жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Как следует из материалов дела, предметом проверки являлось соблюдение обществом требований пожарной безопасности, а также соблюдение требований по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Правоотношения, вытекающие из соблюдения требований пожарной безопасности, не обусловлены лишь наличием статуса юридического лица либо осуществлением экономической деятельности.
Рассматриваемые отношения не относятся к сфере экономических споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оспариваемое обществом предписание, выданное по результатам проведения проверки, не затрагивает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а связано с невыполнением им обязательных требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2015 N 304-КГ15-3380.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, неуполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом определения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-59552/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО