Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу N А41-27896/13
Заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима удовлетворено, поскольку общество не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, так как им подтвержден факт осуществления действий по содержанию просек под линиями электропередачи иной организацией.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу N А41-27896/13
Заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима удовлетворено, поскольку общество не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, так как им подтвержден факт осуществления действий по содержанию просек под линиями электропередачи иной организацией.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу N А41-27896/13
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.О.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя - Жукова А.Е. по доверенности от 01.07.2013 N 156-13,
от заинтересованного лица - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу N А41-27896/13, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2013 N 1-048/2013 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы" - Московское ПМЭС (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 10.06.2013 N 1-048/2013 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить. Заявитель ссылается на то, что судом при рассмотрении дела не принято во внимание наличие заключенного договора подряда, в соответствии с которым расчистка просек ВЛ и уборка порубочных остатков осуществляется подрядчиком. Законодательством не предусмотрена исключительная обязанность сетевой организации по поддержанию линий электропередач в безаварийном состоянии и обеспечению вырубки деревьев в охранных зонах. Также заявитель обращает внимание суда на то, что дело об административном правонарушении возбуждено по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, а общество привлечено к административной ответственности по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в отсутствии процессуальных документов о переквалификации.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения на официальном сайте суда. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном
частью 1 статьи 123,
частью 3 статьи 156,
частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора подряда от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012, заключенного между заявителем и подрядной организацией ООО "Ресурс" на осуществление комплекса работ, в том числе: по расширению трасс ВЛ, вырубке деревьев, валке деревьев, выполнению работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ, а также копии претензионного письма от 24.04.2013 N М1/П9/01/576 о нарушении условий договора.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.05.2012 старшим участковым лесничим в ходе патрулирования территории лесного фонда Бородинского лесничества в соответствии с графиком наземного патрулирования, утвержденным 13.12.2012 Бородинским филиалом ГКУ МО "Мособллес" на 2013 год в условиях особого противопожарного режима, в квартале 33, выделах 2, 4, 5, 6 Борисовского участкового лесничества установлено нарушение
пунктов 34,
35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417. На линии электропередач после уборки угрожающих деревьев не произведена очистка места рубки на площади 0,8 га, а именно древесина не стрелевана, оставлена у стены леса, отдельные спиленные деревья приземлены в прилегающие лесные насаждения, порубочные остатки не собраны в кучу, что зафиксировано актом осмотра территории лесного участка, на основании которого должностным лицом административного органа вынесено определение от 06.05.2013 N 1-048/2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
27.05.2013 старшим участковым лесничем Борисовского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" в отношении общества при участии представителя общества составлен протокол N 1-048/2013 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, которым обществу вменено нарушение
пунктов 34,
35 главы IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 06.2007 N 417.
27.05.2013 обществу также выдано предписание N 1-048/2013 об устранении нарушений лесного законодательства в срок до 26.06.2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.06.2013 N 1-048/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, а именно, в том, что просеки, на которых расположены линии электропередач, в период особого противопожарного режима, введенного в Московской области с 01.05.2013 постановлением Губернатора Московской области от 26.04.2013 N 104-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности", не очищены от горючих материалов (порубочных остатков). Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, указав в качестве обоснования заявленного требования, что административным органом не установлен субъект правонарушения, поскольку для обеспечения функционирования Единой Национальной Электрической Сети (ЕНЭС РФ) ОАО "ФСК ЕЭС" заключило с подрядной организацией ООО "Ресурс" договор от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012 на выполнение СМР по расширению трасс ВЛ 220 кВ Московского ПМЭС по разработанным проектам 2011 года (136,6 га) для нужд филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС.
Согласно
части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с
пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона, должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно
пункту 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Для реализации указанных целей сетевая организация заключает договоры строительного подряда, в которых подрядная организация принимает на себя обязательства по расширению трасс ВЛ электропередачи, выполнению работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ, обязуясь при этом соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и
Правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение
пунктов 34,
35 Правил пожарной безопасности в лесах, в части несоблюдения требований пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, проводившее работы по содержанию просек под линиями электропередачи и допустившее указанные нарушения
Правил пожарной безопасности в лесах.
Вывод суда первой инстанции, о том, что заявитель является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, является несостоятельным, поскольку заявителем в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие факт осуществления действий по содержанию просек под линиями электропередачи подрядной организацией ООО "Ресурс", а не самим обществом.
Как подтверждается материалами дела, между заявителем и подрядной организацией ООО "Ресурс" заключен договор от 02.11.2012 N М9-НК-СМР-06/2012 на выполнение СМР по расширению трасс ВЛ 220 кВ Московского ПМЭС по разработанным проектам 2011 года (136,6 га) для нужд филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Московское ПМЭС. Предметом договора является осуществление комплекса работ, в том числе: расширение трасс ВЛ, вырубка деревьев, валка деревьев, выполнение работ по утилизации порубочных остатков с трасс ВЛ.
Следовательно фактические действия по содержанию просек под линиями электропередач осуществляются подрядной организацией ООО "Ресурс" на основании вышеуказанного договора.
Согласно пункту 3.3 договора работы должны быть завершены в срок и в полном объеме, указанном в графике выполнения работ (приложение к договору), не позднее 31.12.2012. Пунктом 6.1.5 договора на подрядчика возложена обязанность по обеспечению поддержания чистоты трасс ВЛ, своевременной уборке и ликвидации отходов по окончании работ, в том числе по очистке от порубочных остатков (отходов) трассы ВЛ зоны не позднее 10 календарных дней с даты окончания работ на объекте (согласно технического задания).
Заявителем 24.04.2013 в адрес ООО "Ресурс" было направленно претензионное письмо о нарушении сроков выполнения работ по вышеуказанному договору. Данное обстоятельство свидетельствует, о том, что заявителем принимались меры по понуждению подрядчика к устранению указанных нарушений.
Кроме того, согласно
подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Согласно
пункту 5 той же статьи в целях эксплуатации линий электропередачи, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Подпунктами "а" и
"б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организаций, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно
пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Следовательно у общества отсутствовали законные основания для перемещения срубленной древесины.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Таким образом, как заявитель, так и подрядная организация, осуществляющая работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственниками и не могут нести затраты по содержанию чужого имущества.
В соответствии с
частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу А41-27896/13 подлежит отмене.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2013 по делу N А41-27896/13 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.06.2013 N 1-048/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Председательствующий
И.О.ВОРОБЬЕВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО