Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 N 10АП-16305/2021 по делу N А41-12231/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании провести уборку лесного участка.
Обстоятельства: Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не о побуждении исполнить предписание. Привлечение общества к административной ответственности в настоящем случае правового значения не имеет, поскольку обязанность общества, как пользователя леса, соблюдать требования лесоохранного законодательства установлена законом, а факт его нарушения подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 N 10АП-16305/2021 по делу N А41-12231/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании провести уборку лесного участка.
Обстоятельства: Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не о побуждении исполнить предписание. Привлечение общества к административной ответственности в настоящем случае правового значения не имеет, поскольку обязанность общества, как пользователя леса, соблюдать требования лесоохранного законодательства установлена законом, а факт его нарушения подтверждается материалами дела.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2021 г. N 10АП-16305/2021
Дело N А41-12231/21
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Решетниковой Е.А.,
при участии в заседании:
от ПАО "Россети Московский регион": не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес": не явились, извещены;
от Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской Области: не явились, извещены;
от ООО "Каширский Региональный Оператор": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 года по делу N А41-12231/21 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Россети Московский регион", третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской Области, ООО "Каширский Региональный Оператор" об обязании,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" об обязании произвести уборку лесного участка Бутовского участкового лесничества квартала 22 выдела 1 в течение 15 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Администрация Муниципального Образования Ленинский Муниципальный Район Московской Области, Общество с ограниченной ответственностью "Каширский Региональный Оператор".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 года по делу N А41-12231/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со
ст. ст. 121 -
124,
153,
156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке
ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
02 июня 2020 года государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол об административном правонарушении N 13-186/2020 о том, что вблизи п. Измайлово в квартале 22 выделе 1 Бутовского участкового лесничества Публичным акционерным обществом "Россети Московский регион" допущено нарушение
Правил санитарной безопасности в лесах, совершенное в защитных лесах - в охранной зоне ЛЭП ВЛ 220 кВ "ТЭЦ 26 - Гулево 1", а именно: засорение лесного участка древесными отходами (порубочные остатки от срубленных деревьев, бывшие в употреблении доски), отходами строительных материалов в виде бывших в употреблении бетонных блоков, а также твердыми бытовыми отходами (отходы упаковки, пластмассовых изделий, текстильные изделия, утратившие потребительские свойства) на площади около 0,1 га.
02.06.2020 ответчику было выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в срок до 27.07.2020 года устранить следующие нарушения: очистить лесной участок от древесных отходов (порубочные остатки от срубленных деревьев, бывшие в употреблении доски), отходов строительных материалов в виде бывших в употреблении бетонных блоков, а также твердых бытовых отходов (отходы упаковки, пластмассовых изделий, текстильные изделия, утратившие потребительские свойства) на площади около 0,1 га.
05.07.2019 Государственным лесным инспектором Московской области составлен протокол N 13-286/2020 о том, что в квартале 22 выделе 1 Бутовского участкового лесничества ответчиком допущено невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.
Постановлением Комитета лесного хозяйства МО от 23.06.2020 года N 13-186/2020 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которые предусмотрена
частью 1 статьи 8.32, выразившегося в нарушении
Правил пожарной безопасности в лесах.
Поскольку Ответчиком очистка земель лесного фонда не произведена, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно положениям
статьи 60.12 Лесного кодекса леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия
(часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий
(часть 3).
На момент лесонарушения действовали
Правила N 607, устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (
подпункт 1 пункта 14 Правил).
Согласно
пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047) и действующих в настоящее время, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Названные
Правила, равно как и
Правила N 607, устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов. речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (
пункт 29 Правил N 2047).
В данном случае ответчик не обеспечил уборку от древесных отходов (порубочные остатки от срубленных деревьев, бывшие в употреблении доски), отходов строительных материалов в виде бывших в употреблении бетонных блоков, а также твердых бытовых отходов (отходы упаковки, пластмассовых изделий, текстильные изделия, утратившие потребительские свойства), что зафиксировано в актах осмотра территории лесного участка от 09.12.2020, от 12.04.2021 и на приложенных к ним фотоматериалах.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по уборке лесного участка от бытового и строительного мусора апелляционным судом признаются необоснованными.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с
пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, действующих на момент совершения правонарушения, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Аналогичные положения содержатся в
пункте 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение регулярной очистки просеки от захламления.
Кроме того, в соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно
пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Факт использования лесных участков при эксплуатации линейных объектов подтверждается материалами дела.
Между тем ответчик, как электросетевая организация, обслуживающая спорную ЛЭП, не обеспечил в охранной зоне уборку лесного участка от строительного и бытового мусора.
Доказательств того, что расположенные на лесном участке строительные и бытовые отходы являются несанкционированной свалкой, ответчиком не представлено.
Поскольку материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что допущено захламление лесных участков (просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Комитета лесного хозяйства Московской области.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в
Определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС21-6157 от 19.05.2021 г. по делу N А41-7130/2020.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлениями мирового судьи судебного участка N 247 Даниловского района г. Москвы по делам об административном правонарушении о привлечении ПАО "Россети Московский регион" к административной ответственности возвращены протокол об административном правонарушении и другие материалы, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора по следующим основаниям.
Согласно
статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в
статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении требований
Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 38 Правил N 417).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из
пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со
статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
(пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с
Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета в соответствии с
пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области перечислен в
пункте 12 указанного Положения.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае Комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2021 по делу N А41-12231/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Л.В.ПИВОВАРОВА