Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 15.02.2022 N 305-ЭС21-28642 отказано в передаче дела N А41-50006/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2021 N Ф05-26620/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 N 10АП-13267/2021 по делу N А41-50006/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Факт нарушения заявителем требований действующего законодательства в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом при наличии к тому достаточных оснований.
Решение: Отказано.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 N 10АП-13267/2021 по делу N А41-50006/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Факт нарушения заявителем требований действующего законодательства в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом при наличии к тому достаточных оснований.
Решение: Отказано.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2021 г. N 10АП-13267/2021
Дело N А41-50006/20
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Воскресенск Московской области - Ганиев А.В. по доверенности N 660 от 27.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Воскресенск Московской области от 10 июня 2021 года по делу N А41-50006/20
по заявлению администрации городского округа Воскресенск Московской области
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области
об оспаривании предписания,
установил:
администрация городского округа Воскресенск Московской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 24.04.2020 N 42/1/27.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2021 года по делу N А41-50006/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л.д. 49 - 52).
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя администрации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 08.04.2020 по 24.04.2020 на основании распоряжения от 31.03.2020 N 42 проведена внеплановая выездная проверка администрации соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в городском округе Воскресенск.
В ходе проверки выявлены нарушения в реализации полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности.
По результатам проверки в адрес заявителя выдано предписание от 24.04.2020 N 42/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 30 октября 2020 года (т. 1 л.д. 23 - 31).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы администрации в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности регламентируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (пункт 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре).
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Следовательно, сотрудники ГУ МЧС России по Московской области вправе осуществлять государственный пожарный надзор и выносить в адрес соответствующих органов или юридических (физических) лиц предписания об устранении нарушений и соблюдении требований в области в области пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки населенных пунктов, входящих в состав городского округа, сотрудниками управления выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах застройки поселений до лесного массива, в том числе, по причине отсутствия защитных противопожарных минерализованных полос и подъездов к пожарным водоемам, отсутствия указателей по направлению движения к пожарным водоемам (водоисточникам), непригодности пожарных водоемов для использования (заросли растительностью)/неисправности водонапорных башен, отсутствия средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара.
Предписание выдано в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в городском округе Воскресенск.
Факт выявленных нарушений статьи 19 Федерального закона от 21.01.21994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 4, 6, 63, 68, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 16, 55, 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390), пунктов 8.6, 9.4 СП 8.13130-2009 подтверждается материалами дела по существу заявителем не оспаривался.
Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов предусмотрены в статье 19 Федерального закона от 21.01.21994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой в рамках своих полномочий органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов создают в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях и оснащают территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу части 5 статьи 21 Федерального закона от 21.01.21994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
В пунктах 77, 78 Правил противопожарного режима указано, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Изложенные требования являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых в силу вышеуказанных правовых норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым выступает Администрация г.о. Воскресенск.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных управлению полномочий и при наличии к тому достаточных оснований.
Как следует из материалов дела, в акте проверки от 24.04.2020 N 42, составленном в присутствии экспертов отдела по делам ГОЧС администрации г.о. Воскресенск, подробно описаны выявленные нарушения, имеются адресные ориентиры мест проведения проверки, наличие противопожарных расстояний предусмотрено во всех населенных пунктах, в том числе, существующих, в ряде населенных пунктов муниципального образования отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, по направлению к водоемам не размещены информационные указатели.
В соответствии пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и по смыслу Постановления Правительства Московской области от 10.12.2019 N 941/43 "Об оповещении населения Московской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" установленные в д. Чемодурово, д. Потоповское, п. Виноградовов, д. Щербово, п. им. Цюрупы системы КСЭОН не являются системами оповещения людей о возникновении пожара.
Поскольку защите от природных пожаров подлежит весь населенный пункт, граничащий с лесничествами, мероприятия по обустройству защитных минерализованных полос и удалению (сбору) сухой растительности должны были проводиться за счет имеющихся в ведении органа местного самоуправления сил и средств.
При этом, отсутствие текущего финансирования о необоснованности выданного предписания не свидетельствует, что но могло явиться основанием для продления срока исполнения предписания.
Кроме того, вступившим в законную силу решением от 15 февраля 2021 года по делу N 12-8/2021 постановление от 28.04.2020 N 58 о назначении административного наказания администрации г.о. Воскресенск за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, признано законным, выводы о нарушениях, допущенных обществом и изложенных в акте проверки от 24.04.2020 N 42, подтверждены.
Всесторонне, полно и правильно оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2021 года по делу N А41-50006/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Н.А.ПАНКРАТЬЕВА