Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 N 10АП-3565/2022 по делу N А41-82401/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что ответчик не освободил спорный участок лесного фонда от горючих материалов в виде порубочных остатков.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 N 10АП-3565/2022 по делу N А41-82401/2021
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании устранить нарушения в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что ответчик не освободил спорный участок лесного фонда от горючих материалов в виде порубочных остатков.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2022 г. N 10АП-3565/2022
Дело N А41-82401/21
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ПАО "ФСК ЕЭС": представитель не явился, извещен.
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Миронова С.Э., представитель по доверенности от 22.12.2021 N 28ДОВ-470,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 года по делу N А41-82401/21 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "ФСК ЕЭС" об обязании,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" с требованиями об обязании за свой счет в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 18 квартала 41 Анциферовского участкового лесничества Орехово-Зуево Московской области складировать древесину в штабеля, отделить ее противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра и утилизировать порубочные остатки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 января 2022 года по делу N А41-82401/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со
ст. ст. 121 -
124,
153,
156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке
ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе патрулирования 26.06.2020 лесного участка, расположенного в выделе 18 квартала 41 Анциферовского участкового лесничества Орехово-Зуево Московской области, выявлен факт нарушения обществом лесного законодательства, выразившегося в том, что просека, на которой находится линия электропередач ВЛ-220 кВ "Нежино-Федино" не свободна от горючих материалов, частично сложенная в табеля древесина не отделена противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м, выявлено наличие порубочных остатков.
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 и выдано предписание от 03.08.2020 об устранении выявленных нарушений до 20.10.2020.
Заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено постановление от 25.09.2020 N 9-336/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 350 000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым решением ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Воскресенский городской суд Московской области с требованием отменить постановление о назначение административного наказания от 25.09.2020 N 9-336/2020.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 17.03.2021 по делу N 12-197/2021 постановление от 25.09.2020 N 9-336/2020 изменено, административный штраф снижен до 150 000 руб.
Платежным поручением от 14.05.2021 N 82050 ответчик оплатил административный штраф в размере 150 000 руб.
В связи с неисполнением предписания государственным лесным инспектором Московской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.10.2020.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 393 Обручевского района города Москвы от 14.12.2020 по делу N 5-2125/20 ответчик привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде 10 000 руб. штрафа.
Поскольку ответчик не очистил просеку от горючих материалов, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно
части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с
частью 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных
статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Частью 5 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (действовавшие на момент проведения проверки).
Согласно
пункту 15 Правил использования лесов при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
В силу
пункта 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Аналогичные требования содержатся в
пунктах 15,
17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и
Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Таким образом, на общество, являющееся в силу указанных норм права пользователем лесного участка находящегося в государственной собственности, на котором расположен линейный объект, возлагается обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Согласно
статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (действовавшим на момент проведения проверки).
Согласно
пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Аналогичные требования содержатся в
пунктах 44,
45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
Постановлением Губернатора Московской области от 28.04.2021 N 111-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области" на территории Московской области в период с 01.05.2021 установлен особый противопожарный режим. Режим особого противопожарного режима на территории Московской области отменен
Постановлением Губернатора Московской области от 01.10.2021 N 356-ПГ.
Материалами дела подтверждается, что ответчик не освободил спорный участок лесного фонда от горючих материалов в виде порубочных остатков.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что исковые требования полностью повторяют ранее вынесенное обществу предписание. По мнению ответчика, понуждение к исполнению предписания отдельным решением суда не соответствует нормам действующего законодательства.
Апелляционный суд отклоняет указанные доводы, ввиду следующего.
Согласно
статье 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в
статье 76 ЗК РФ.
Лица, виновные в нарушении требований
Правил N 417, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
пункт 38 Правил N 417).
Нарушение правил складирования древесины является причинением вреда лесному фонду.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из
пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии со
статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
(пункт 2 статьи 15).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность.
Комитет в соответствии с
Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета, в соответствии с
пунктом 11 его Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета.
Перечень полномочий Комитета перечислен в
пункте 12 указанного Положения.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как считает общество.
При этом, основанием заявленных исковых требований в данном случае является не неисполнение обществом законного предписания административного органа, а факт нарушения требований Лесного
кодекса,
Правил пожарной безопасности в лесах и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесного фонда.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.01.2022 по делу N А41-82401/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН 4716016979) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
М.И.ПОГОНЦЕВ