Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2011 по делу N А43-25043/2010
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС.
Обстоятельства: Выявив, что в нарушение требований пожарной безопасности площадка для автоцистерны с топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом и не выдержано нормативное расстояние от здания магазина до топливораздаточных колонок на АЗС орган МЧС выдал обществу предписание об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушения, выявленные на принадлежащей обществу АЗС, могут привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2011 по делу N А43-25043/2010
Требование: О признании частично недействительным предписания органа МЧС.
Обстоятельства: Выявив, что в нарушение требований пожарной безопасности площадка для автоцистерны с топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом и не выдержано нормативное расстояние от здания магазина до топливораздаточных колонок на АЗС орган МЧС выдал обществу предписание об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушения, выявленные на принадлежащей обществу АЗС, могут привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу N А43-25043/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Каткова Е.В. (доверенность от 01.07.2010 N 503)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-25043/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт"
(ИНН: 5260136595, ОГРН: 1045207464994)
о признании частично недействительным предписания отдела Государственного пожарного надзора по Приокскому району города Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Нижегородской области от 30.08.2010 N 297/140/140 и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Отдела государственного пожарного надзора по Приокскому району города Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Отдел) от 30.08.2010 N 297/140/140 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению
часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и применили не подлежащую применению
часть 1 статьи 6 названного закона. По мнению Общества, оспариваемые пункты предписания Отдела следует признать недействительными, поскольку положения Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.
Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отдел и Главное управление отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отдел в период с 18.08.2010 по 14.09.2010 на основании распоряжения от 12.08.2010 N 297 провел внеплановую выездную проверку ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" с целью контроля за выполнением Обществом ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.08.2009 N 353/196/196.
По результатам проверки составлен акт 30.08.2010 N 297 и выдано предписание от 30.08.2010 N 297/140/140 с предложением об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2011.
Согласно пунктам 2 и 3 предписания Обществу необходимо устранить нарушения, связанные с тем, что площадка для автоцистерны (АЦ) с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию автозаправочной станции (АЗС) при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ на АЗС N 0186 и 5, что является нарушением
пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313,
пункта 35* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25; не выдержано нормативное расстояние не менее 15 метров от здания магазина до топливораздаточных колонок жидкого моторного топлива на АЗС N 0186, что является нарушением
пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313,
пункта 13* таблицы 2 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25.
Не согласившись с пунктами 2, 3 предписания Отдела, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь
частями 1,
2 статьи 46 Конституции Российской Федерации,
статьей 198,
частью 4 статьи 200,
частями 2,
3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьями 1,
6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статьями 1,
4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктами 1,
2,
9,
11 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820,
пунктами 3,
10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313,
пунктами 1*,
2*,
3,
13*,
35* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с
частью 1 статьи 198,
частью 4 статьи 200,
частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный
закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено
Положение о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о государственном пожарном надзоре). Требования, изложенные в данном
положении, наделяют всех должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющихся государственными инспекторами по пожарному надзору, правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ и
подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В
статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно
пункту 1 Правил пожарной безопасности, данными
Правилами устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В
пункте 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Согласно
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные в дело доказательства, в том числе представленную Обществом декларацию пожарной безопасности с приложением расчета оценки пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, и пришли к выводу о том, что нарушения
Правил пожарной безопасности, выявленных Отделом на АЗС N 0186, принадлежащей ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", приводят к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности противоречат "
НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, и подлежат обязательному исполнению в целях защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.
Данный вывод соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемые пункты предписания Отдела следует признать недействительными, поскольку положения Федерального
закона N 123-ФЗ не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, подлежит отклонению, поскольку, как установили суды, дальнейшая эксплуатация АЗС N 0186, принадлежащей Обществу, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (
часть 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Переоценка имеющихся в деле доказательств и сделанных судебными инстанциями на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А43-25043/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.В.ТЮТИН
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ