Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2008 по делу N А82-11945/2007-22
Постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, правомерно признано незаконным в связи с недоказанностью события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2008 по делу N А82-11945/2007-22
Постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, правомерно признано незаконным в связи с недоказанностью события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. по делу N А82-11945/2007-22
(дата изготовления в полном объеме)
Резолютивная часть объявлена 17.03.2008.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008
по делу N А82-11945/2007-22 Арбитражного суда Ярославской области,
принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ярославская городская электросеть"
к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области, отделу государственного пожарного надзора по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам города Ярославля
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении
к административной ответственности
и
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ярославская городская электросеть" (далее - МУП "Ярославская городская электросеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области, отделу государственного пожарного надзора по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам города Ярославля (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2007 N 244 о привлечении к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 14.11.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.01.2008 данное решение отменено, постановление от 25.09.2007 N 244 признано незаконным и отменено.
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. На его взгляд, событие административного правонарушения, предусмотренного в
части 3 статьи 20.4 КоАП, и вина Предприятия в его совершении подтверждены материалами дела; причиной пожара в доме N 12 по 2-му Ямскому проезду явилась перегрузка напряжения в электрической сети вследствие перехлеста фазного и нулевого проводов линии электропередач на 3-м Ямском проезде.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Предприятие не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, отдел государственного пожарного надзора по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам города Ярославля (далее - Отдел) провел проверку по факту пожара, произошедшего 02.09.2007 в доме N 12 по 2-му Ямскому проезду города Ярославля, и установил нарушение МУП "Ярославская городская электросеть" требований
пункта 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, выразившееся в отсутствии контроля за техническим состоянием и эксплуатацией линии электропередач, расположенной по адресу: г. Ярославль, 3-й Ямской проезд: провода между первым и вторым столбами провисли, что привело к нахлесту первого и второго электропровода снизу на первом столбе и второго и третьего электропровода снизу на втором столбе. В результате произошло замыкание фазного провода на нулевой, в сети повысилось напряжение; в доме N 12 по 2-му Ямскому проезду в электроприборе (антенном усилителе) возникли аварийные режимы работы, прибор вышел из строя и воспламенился; выгорели две квартиры и домашнее имущество; ущерб составил шесть миллионов рублей.
Усмотрев в действиях МУП "Ярославская городская электросеть" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в
части 3 статьи 20.4 КоАП, Отдел составил протокол об административном правонарушении от 20.09.2007 N 241 и вынес постановление от 25.09.2007 N 244 о привлечении нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Предприятие не согласилось с данным постановлением и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь
частью 3 статьи 20.4 КоАП,
пунктом 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313,
пунктом 1.5.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях (бездействии) Предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного в
части 3 статьи 20.4 КоАП; об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд со ссылкой на
часть 5 статьи 71,
пункт 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
часть 1 статьи 29.10 КоАП,
пункты 5.7.14,
5.7.15 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, сделал выводы о недоказанности причинно-следственной связи между перехлестом нулевого и фазного проводов на 3-м Ямском проезде и перенапряжением в электрической сети жилых домов по 2-му Ямскому проезду, то есть о недоказанности события административного правонарушения и вины Предприятия в его совершении. С учетом этого апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления по следующим причинам.
В
части 3 статьи 20.4 КоАП установлена ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.
Требования пожарной безопасности установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила).
Согласно
пункту 57 Правил проектирования, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Эти требования установлены в
Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229. Так, при эксплуатации воздушных линий электропередач должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры; график периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети; периодичность осмотров каждой воздушной линии электропередач по всей длине должна осуществляться не реже одного раза в год; не реже одного раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных воздушных линий электропередач (или их участков), а все воздушные линии электропередач (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью (
подпункт 5.7.14); внеочередные осмотры воздушных линий электропередач или их участков должны производиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при лесных и степных пожарах, а также после стихийных бедствий; после автоматического отключения воздушных линий электропередач релейной защитой (
подпункт 5.7.15).
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные в дело документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, апелляционный суд установил, что в соответствии с графиком осмотров МУП "Ярославская городская электросеть" 22.01.2007 произвело осмотр воздушной линии электропередач, проходящей по 3-му Ямскому проезду города Ярославля; причины для проведения внеочередного осмотра (до 02.09.2007) отсутствовали; информация о пожаре поступила Предприятию в 07 часов 20 минут 02.09.2007; о высоком напряжении в электрической сети по 2-му Ямскому проезду информация поступила в 11 часов 50 минут, при проверке которой был обнаружен и устранен перехлест нулевого и фазного проводов на 3-м Ямском проезде; при вынесении технического заключения N 186/2006 экспертом государственного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ярославской области" рассмотрена только одна из возможных причин пожара, что свидетельствовало о неполноте проведенного исследования; протокол осмотра места пожара не представлен; доказательства, позволяющие установить зависимость между техническим состоянием воздушных линий электропередач на 3-м Ямском проезде и напряжением в электрической сети жилых домов по 2-му Ямскому проезду, в материалах дела отсутствуют.
С учетом этого апелляционный суд сделал выводы о недоказанности причинно-следственной связи между перехлестом нулевого и фазного проводов на 3-м Ямском проезде и пожаром в доме N 12 по 2-му Ямскому проезду, и, как следствие, о недоказанности события административного правонарушения, предусмотренного в
части 3 статьи 20.4 КоАП, а также вины Предприятия в его совершении.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное МУП "Ярославская городская электросеть" требование.
Нормы материального права применены Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене постановления, не установлено.
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 по делу N А82-11945/2007-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю.ЕВТЕЕВА
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
А.И.ЧИГРАКОВ