Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.11.2013 по делу N А43-38064/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения подтвержден, основания для освобождения общества от административной ответственности отсутствуют, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.11.2013 по делу N А43-38064/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения подтвержден, основания для освобождения общества от административной ответственности отсутствуют, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. по делу N А43-38064/2011
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А43-38064/2011, а не А43-3864/2011. | |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Свистунова И.В., директора,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Темп-К"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
по делу N А43-3864/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Темп-К"
о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Ленинского района города Нижнего Новгорода по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Темп-К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Ленинского района города Нижнего Новгорода по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 24.11.2011 N 954 о привлечении к административной ответственности по
статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Руководствуясь
статьями 1.5,
1.6,
1.7,
2.9 и
20.4 КоАП РФ,
статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03),
Нормами пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НБП 88-2001*), утвержденными приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31 (далее - НБП 88-2001*),
Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03);
Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденными приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03); Строительными нормами и
правилами СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*),
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции решением от 17.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказал, поскольку пришел к выводу, что факт совершения Обществом правонарушения подтвержден материалами дела, и не нашел оснований для освобождения Общества от административной ответственности.
Постановлением апелляционного суда от 05.08.2013 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению Общества, суды не приняли во внимание
статью 55 Конституции Российской Федерации, необоснованно применили
СНиП 21-01-97*, выводы судов не соответствуют материалам дела. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, уплата штрафа приведет к ликвидации предприятия.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Заинтересованное лицо отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и
постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Ленинского района города Нижнего Новгорода по пожарному надзору от 09.11.2013 N 741 сотрудниками отдела государственного пожарного надзора по Ленинскому району города Нижнего Новгорода Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Нижегородской области с 14.11.2011 по 22.11.2011 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений.
По результатам проверки в присутствии законного представителя Общества составлен акт от 22.11.2011 N 74.
В ходе проверки выявлено нарушение Обществом в помещениях, занимаемых ателье по пошиву и ремонту одежды, расположенных в доме N 9 по улице Кировская города Нижнего Новгорода, требований пожарной безопасности, установленных
ППБ 01-03,
НПБ 88-2001*,
НПБ 110-03,
НПБ 104-03 и
СНиП 21-01-97*, в том числе:
- на окнах помещений бухгалтерии, торгового зала, электрощитовой, закроечного цеха и складских помещений установлены глухие металлические решетки (нарушены требования
пункта 40 ППБ 01-03);
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в таблице 1 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" пункт 14 отсутствует. | |
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушены требования
пунктов 3,
16 ППБ 01-03,
пункта 5.1 и
таблицы 2 НПБ 104-03);
- пространство над фальшпотолком не оборудовано датчиками системы автоматической пожарной сигнализации (нарушены требования
пункта 3 ППБ 01-03,
пункта 12.20 НПБ 88-2001*);
- ширина пути эвакуации из закроечного цеха составляет менее одного метра (нарушены требования
пункта 3 ППБ 01-03 и
пункта 6.27* СНиП 21-01-97*).
По факту выявленных нарушений в присутствии законного представителя составлен протокол от 23.11.2011 N 954 об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса, административный орган принял постановление от 24.11.2011 N 954 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются
Законом N 69-ФЗ).
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (
статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Факт совершения Обществом спорного правонарушения следует из материалов дела, установлен судами и подтвержден
решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2012 по делу N А43-35540/2011, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от
08.08.2012 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от
22.11.2012.
В силу
пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное суды пришли к верному выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Суды установили, что постановление административного органа вынесено с учетом всех обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявили, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества свидетельствуют о несогласии с судебными актами, вынесенными по делу N А43-35540/2011, и не могут быть приняты во внимание судом округа.
Ссылка Общества на то, что уплата штрафа приведет к ликвидации предприятия, отклоняется судом округа, поскольку Обществу назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2013 и
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 по делу N А43-3864/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Темп-К" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА