Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2008 по делу N А43-27838/2007-16-47
В признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, так как факт совершения правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности подтверждены материалами дела.


Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2008 по делу N А43-27838/2007-16-47
В признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, так как факт совершения правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности подтверждены материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2008 г. по делу N А43-27838/2007-16-47
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Жаровиной Е.А., доверенность от 09.01.2008 N 5,
Мальцева А.С., доверенность от 09.01.2008 N 7,
от заинтересованных лиц: Белозеровой А.П., доверенность от 09.01.2008 N 58,
Шикановой Н.В., доверенность от 09.01.2008 N 4,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2007
по делу N А43-27838/2007-16-477,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал"
о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Канавинскому району Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
о привлечении к административной ответственности
и
установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - ОАО "Нижегородский водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Канавинскому району Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Отдел, административный орган) от 25.10.2007 N 930 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление).
Решением суда от 29.11.2007 заявленное требование удовлетворено частично: размер наложенного штрафа уменьшен до 10 000 рублей.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ МЧС РФ от 17.03.2003, утвердивший Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, имеет номер 132, а не 123.
Заявитель считает, что постановление о привлечении к административной ответственности незаконно, так как принято по результатам проверки, проведенной с нарушением Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003 N 123. Общество также полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства соблюдения Отделом порядка привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Отдела и Управления в судебном заседании возразили против доводов жалобы и просили оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 14.03.2008.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.09.2007 N 112 в сентябре - октябре 2007 года Отдел провел проверку находящихся на балансе ОАО "Нижегородский водоканал" источников наружного противопожарного водоснабжения, результаты которой отражены в акте от 09.10.2007 N 1. В ходе проверки установлено, что пожарный гидрант, расположенный у дома N 11 по улице Авангардной находится в неисправном состоянии; отсутствуют указатели по направлению движения к пожарным гидрантам, расположенным около домов N 11, 12 и 14 по улице Авангардной, что является нарушением требований пунктов 34 и 90 соответственно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила ППБ 01-03).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, должностное лицо Отдела составило протокол от 18.10.2007 N 930.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальник Отдела вынес постановление от 25.10.2007 N 930 о привлечении Общества к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 20 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, ОАО "Нижегородский водоканал" обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 3 статьи 4.1, частью 1 статьи 20.4 и статьей 29.10 КоАП РФ, статьями 6 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктами 10, 34 и 90 Правил ППБ 01-03, учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, не установил нарушений Отделом порядка привлечения к административной ответственности, однако счел, что при назначении наказания административным органом не были учтены положения статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем снизил размер взыскиваемого штрафа до 10 000 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, установлена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 названного Федерального закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах ППБ 01-03.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 34 Правил ППБ 01-03 противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 Правил ППБ 01-03).
Как следует из материалов дела, установил суд и не оспаривается Обществом, пожарный гидрант, расположенный у дома N 11 по улице Авангардной, находился в неисправном состоянии; указатели по направлению движения к пожарным гидрантам, расположенным около домов N 11, 12 и 14 по улице Авангардной, отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы Общества о нарушении Отделом порядка проведения мероприятий по контролю и об отсутствии правовых оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, несостоятельны.
Из положений статьи 1.1 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством, которое состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению, пересмотру дел об административных правонарушениях закреплен в КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Видимо, имеется в виду пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, а не пункт 2 части 1 статьи 28.1.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела послужила информация об административном правонарушении (рапорт начальника караула 29-ПЧ 18-ОГПС), выявленная уполномоченными должностными лицами в процессе проверки (на основании приказа от 13.09.2007 N 112 начальника 18-ОГПС) непосредственно на месте совершения правонарушения.
Общество не оспаривает фактов допущенных нарушений, однако считает, что принятые им меры по их устранению исключают привлечение к административной ответственности.
Ссылка заявителя на то, что законный представитель не был извещен о времени и месте составления протокола, не может быть принята во внимание. Определение от 12.10.2007 о вызове законного представителя ОАО "Нижегородский водоканал" в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлено и получено адресатом; содержит ссылки на нормы законодательства (в том числе статью 25.1 КоАП РФ), регламентирующие права и обязанности лица, привлекаемого к ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 25.10.2007 N 930 о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2007 по делу N А43-27838/2007-16-47 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
Т.В.БАЗИЛЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА