Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 по делу N А17-9487/2009
Осуществление предпринимательской деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением условий, предусмотренных лицензией на ее осуществление, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 по делу N А17-9487/2009
Осуществление предпринимательской деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением условий, предусмотренных лицензией на ее осуществление, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. по делу N А17-9487/2009
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Розова И.В. (доверенность от 27.01.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие пожарной безопасности"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.12.2009,
принятое судьей Тимошкиным К.А.,
по делу N А17-9487/2009
по заявлению Отдела государственного пожарного надзора Приволжского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие пожарной безопасности" к административной ответственности
и
установил:
Отдел государственного пожарного надзора Приволжского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее - Отдел, надзорный орган) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие пожарной безопасности" (далее - ООО "СППБ", Общество) к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.12.2009 заявление Отдела удовлетворено: за вменяемое Обществу правонарушение назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество не согласилось с выводами суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил подлежащие применению
статьи 4.5,
24.5 КоАП РФ, а также неправильно истолковал
статью 26.2 КоАП РФ и
статьи 10 и
20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По его мнению, у суда отсутствовали основания для привлечения ООО "СППБ" к административной ответственности, поскольку установленный в
статье 4.5 КоАП РФ срок для привлечения к административной ответственности истек; вменяемое Обществу административное правонарушение не является длящимся; надзорный орган при проведении проверки допустил нарушение Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отдел отзыв на кассационную жалобу в суд не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.03.2010.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 01.08.2008 N 2/26108 на право осуществления монтажа, ремонта и обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании распоряжения от 29.10.2009 N 84 должностное лицо Отдела провело внеплановую проверку ООО "СППБ" по вопросу соблюдения лицензионных требований и установило, что Общество при установке автоматической пожарной сигнализации на основании муниципального контракта от 05.06.2009 N 3-К в помещении ОГСУСО "Плесский психоневрологический интернат", расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, город Плес, допустило грубые нарушения лицензионных требований, предусмотренных
подпунктами "г",
"д" пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, а именно:
- в нарушение
пункта 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре смонтированы не в соответствии с проектной документацией, а именно: количество фактически смонтированных пожарных извещателей и настенных звуковых оповещателей в подвальном помещении не соответствует указанному в проекте количеству;
- в нарушение
пункта 3.17 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях",
пункта 4.4 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" расстояние от потолка до настенных звуковых оповещателей, установленных около помещения кладовой, грузового лифта, пищевого склада, у запасного выхода, у подсобного помещения N 54 подвального помещения первого корпуса, в коридоре корпуса 5 у помещения технического подполья N 91, составляет менее 150 мм;
- в нарушение
пункта 3.17 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией не проложены в коробках или каналах из негорючих материалов в комнате дежурного персонала от пола до приемно-контрольных приборов и приборов управления;
- в нарушение
пунктов 3,
57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пункта 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПЭУ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (с учетом дополнений и изменений) в соединительной коробке, установленной в коридоре корпуса N 2, соединения оконцевания и ответвления жил проводов выполнены с помощью скрутки.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.11.2009 N 84.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Отдел составил протокол об административном правонарушении от 26.11.2009 N 119 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь
статьей 2.1,
частью 3 статьи 4.1,
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
статьями 2,
50 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьями 2,
17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
статьей 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктом 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно
статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу
подпункта 39 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Лицензионные требования и условия для указанного вида деятельности определены в
постановлении Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".
Согласно
пункту 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение), грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований
подпунктов "а",
"г" и
"д" пункта 4 настоящего Положения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" имеет дату 21.12.1994, а не 21.12.2004. | |
В
подпунктах "г",
"д" пункта 4 Положения установлены требования о выполнении лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; применении лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.
Статья 20 Федерального закона от 21.12.2004 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относит к нормативным документам по пожарной безопасности стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В рассматриваемом случае факт осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с грубым нарушением требований и условий, установленных лицензией, судом установлен, материалами дела подтвержден и ООО "СППБ" не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности и предотвращению правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В
части 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двухмесячного срока со дня совершения административного правонарушения.
Длящимся правонарушением признается действие или бездействие, которое сопряжено с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на лицо законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.
Административное правонарушение, вмененное Обществу, носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законом обязанности.
То обстоятельство, что работы окончены их приемкой, не свидетельствует о прекращении осуществления объективной стороны правонарушения в виде нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В данном случае днем обнаружения административного правонарушения следует считать 20.11.2009 - день проведения проверки,
решение арбитражным судом принято 25.12.2009, то есть с соблюдением срока, установленного в
части 2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на проведение надзорным органом проверки с нарушением требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае проверка проводилась в рамках
КоАП РФ, а доказательства проведения проверки в рамках названного Федерального закона не представлены.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 22.12.2009 по делу N А17-9487/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие пожарной безопасности" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.БАЗИЛЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА