Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2023 N Ф02-2714/2023 по делу N А19-18043/2022
Требование: О признании незаконным решения прокуратуры о проведении в отношении общества проверки исполнения лесного, природоохранного, земельного, миграционного законодательства, а также соблюдения требований пожарной безопасности, признании незаконными действий при проведении проверочных мероприятий.
Обстоятельства: Общество ссылается на ненадлежащее его уведомление о проведении проверки, а также на отсутствие оснований для ее проведения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку осмотр земельных участков, на которых общество осуществляет предпринимательскую деятельность, произведен прокуратурой в рамках предоставленных законом полномочий, общество о начале проверки было уведомлено.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2023 N Ф02-2714/2023 по делу N А19-18043/2022
Требование: О признании незаконным решения прокуратуры о проведении в отношении общества проверки исполнения лесного, природоохранного, земельного, миграционного законодательства, а также соблюдения требований пожарной безопасности, признании незаконными действий при проведении проверочных мероприятий.
Обстоятельства: Общество ссылается на ненадлежащее его уведомление о проведении проверки, а также на отсутствие оснований для ее проведения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку осмотр земельных участков, на которых общество осуществляет предпринимательскую деятельность, произведен прокуратурой в рамках предоставленных законом полномочий, общество о начале проверки было уведомлено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. по делу N А19-18043/2022
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Север" - Нестерова Е.А. (доверенность от 29.03.2023, диплом), прокуратуры Иркутской области - Петровой И.А. (доверенность от 23.03.2023 N 8/2-0302023, служебное удостоверение),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север" на
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2022 года по делу N А19-18043/2022,
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север" (ОГРН: 1173850019408, ИНН: 3808199960, далее - ООО "Север", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области от 25.05.2022 N 47 о проведении в отношении общества проверки; о признании незаконными действий прокуратуры Эхирит-Булагатского района Иркутской области (далее - прокуратура), выразившихся в ненадлежащем уведомлении ООО "Север" о проведении проверки, в выходе на проверку с привлечением специалистов, а также проведении проверки без надлежащих оснований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Конституционного Суда РФ N 2-П имеет дату 17.02.2015, а не 17.02.2025. | |
Общество, ссылаясь в кассационной жалобе на нарушение норм материального права (
статья 129 Конституции Российской Федерации,
статьи 54,
165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ),
статья 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), Федеральный
закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Закон о прокуратуре)),
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2025 N 2-П, пример судебной практики, просит решение и
постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить его требование.
По мнению заявителя кассационной жалобы: проведение помощником прокурора осмотра территории земельного участка без взаимодействия с его правообладателем и в отсутствие представителя общества, составление акта осмотра от 26.04.2022, а равно как и последующее вынесение оспариваемого решения о проведении в отношении общества проверки от 25.05.2022 N 47, незаконны, свидетельствуют о предвзятости прокуратуры в отношении ООО "Север" и несоразмерном вмешательстве в деятельность юридического лица; акт осмотра и рапорт были изготовлены прокуратурой для представления в суд в целях формального усиления доказательственной базы; направление уведомления о проведении проверки на электронные адреса граждан, не являющимися представителями общества, незаконно; соблюдение миграционного законодательства необоснованно включено в предмет проверки, поскольку иностранные граждане на миграционном учете по адресу ООО "Север" не значились; факт привлечения общества к административной ответственности по
части 1 статьи 8.8 КоАП РФ оспорен в судебном порядке.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке
главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд округа приходит к следующим выводам.
На основании решения заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области от 25.05.2022 N 47 в период с 25.05.2022 по 25.06.2022 совместно с представителями иных профильных ведомств, проведена проверка ООО "Север" по соблюдению обществом требований лесного, природоохранного, земельного, миграционного законодательства, а также пожарной безопасности.
По результатам проверочных мероприятий и изучения заключений специалистов иных профильных ведомств, помощником прокурора 15.06.2022 составлен рапорт об установленных фактах нарушения ООО "Север" требований лесного, природоохранного, земельного законодательства, а также пожарной безопасности.
Общество, полагая незаконными и необоснованными решение от 25.05.2022 N 47 о проведении проверки и действий прокуратуры, выразившихся в ненадлежащем его уведомлении о проведении проверки, в выходе на проверку с привлечением специалистов, а также проведении проверки обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из доказанности фактов законности и обоснованности оспариваемых действий прокуратуры при проведении проверочных мероприятий, принятии решения о назначении проверки, а также надлежащего извещения представителя общества о ее проведении.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
В соответствии с
пунктами 2,
3,
4 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В соответствии с
пунктом 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (далее - Приказ N 195) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок надлежит рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Таким образом, в федеральном законодательстве не содержится исчерпывающего перечня оснований, которые могут послужить поводом для проведения прокурором проверки исполнения законодательства и соблюдения прав и законных интересов граждан.
Основанием для инициирования прокуратурой проверочных мероприятий могут явиться сведения о допущенных нарушениях, полученные прокурором из любых источников, в том числе непосредственно полученные прокурором в ходе реализации надзорных полномочий.
В силу
пункта 9 Приказа N 195 на прокуроров возложена обязанность наладить в каждом регионе эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. По каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба.
В соответствии с
пунктами 2,
4 статьи 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных
пунктом 4 настоящей статьи.
Таким образом, прокурор вправе самостоятельно решать предоставлять ли какие-либо материалы проверки для ознакомления юридическому лицу и вправе без объяснения причин отказать в ознакомлении с любыми материалами проверки.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Осмотр земельных участков, на которых осуществляет предпринимательскую деятельность ООО "Север", произведен прокуратурой в рамках полномочий по анализу состояния законности на поднадзорной территории в целях выявления наличия либо отсутствия оснований для проведения прокурорской проверки в порядке
пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре.
Закон о прокуратуре не содержит ограничений и запретов в части полномочий органов прокуратуры на проведение осмотров поднадзорной территории в целях анализа состояния законности.
Осмотром установлено, что указанные участки используются в целях переработки и хранения древесины, при этом имеют место нарушения требований пожарной безопасности, природоохранного и земельного законодательства, выразившиеся в нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения, осуществлении деятельности, влекущей угрозу причинения вреда, жизни и здоровью людей, окружающей среде, в том числе в связи с размещением отходов от переработки древесины (опилки, горбыль и так далее), угрозу возникновения и распространения ландшафтного пожара в период действия особого противопожарного режима на территории Иркутской области, введенного постановлением Правительства Иркутской области от 21.04.2022 N 309-пп, о чем свидетельствовали суточные информации о происшествиях МО МВД России "Эхирит-Булагатский", сообщения диспетчеру ПСЧ-43 о возгораниях сухой растительности на полях, вдоль федеральной трассы "Иркутск - Усть-Ордынский - Жигалово".
Прокуратурой установлены кадастровые номера, категории земель и вид разрешенного использования земельных участков, определен их собственник.
Деятельность по переработке и хранению древесины на вышеуказанных земельных участках осуществляет ООО "Север".
24.05.2022 Прокуратурой получена информация о доставлении в отдел милиции со спорных земельных участков граждан КНР.
В связи с изложенным, 25.05.2022 заместителем прокурора вынесено решение о проведении в период с 25.05.2022 по 25.06.2022 в отношении общества проверки исполнения лесного, природоохранного, земельного, миграционного законодательства, а также соблюдения требований пожарной безопасности, с которым в соответствии с требованиями
пункта 3 статьи 21 Закона о прокуратуре в этот же день ознакомлен под роспись представитель общества Шуханова А.Б., представившая действующую на эту дату доверенность, содержащую необходимые полномочия, в том числе на получение от компетентных органов и учреждений любых документов, адресованных обществу (том 1 л.д. 82, 84).
Уведомление о проведении проверки от 25.05.2022 также, направлено прокуратурой на адреса электронной почты ООО "Север" gk_sever_2017@list.ru_, limin2016@list.ru, что подтверждается скриншотами.
Представитель ООО "Север" по решению прокурора был ознакомлен только с материалами проверки, поименованными в справке от 01.08.2022, подписанной помощником прокурора района и представителем ООО "Север". Акт осмотра от 26.04.2022 представлен прокуратурой в материалы настоящего дела в судебном заседании, состоявшемся 03.10.2022.
Арбитражными судами, также установлено следующее.
Решение о расширении предмета проверки, проводимой в отношении общества, прокуратурой не выносилось, новое решение о проведении проверки также не принималось. Проверкой нарушений миграционного законодательства не выявлено.
При этом суды обоснованно исходили из того, что само по себе отсутствие при проведении проверки нарушений законодательства в какой-то конкретной сфере правоотношений, не свидетельствует о том, что данная отрасль законодательства была необоснованно включена в решение о проведении проверки.
По результатам проверки с учетом заключений, представленных привлеченными к проверке специалистами контролирующих органов, исходя из характера выявленных грубых нарушений законодательства, нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения, осуществления деятельности, влекущей угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, прокуратурой приняты решения о возбуждении ряда дел об административных правонарушениях в отношении ООО "Север", в том числе по
части 2 статьи 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, которое 08.07.2022 переквалифицировано на
часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 40 000 рублей с применением положений
статьи 4.1.2 КоАП РФ в размере, предусмотренном санкцией
статьи для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В целях устранения выявленных нарушений 27.06.2022 в адрес директора общества внесено представление, по результатам рассмотрения которого обществом указано, что принимаются меры к устранению выявленных нарушений закона, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у прокуратуры законных оснований для осуществления оспариваемых действий, в том числе по принятию решения о проведении проверки; о соблюдении прокуратурой требований по уведомлению общества о начале прокурорской проверки; о законности и обоснованности действий сотрудников прокуратуры и об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования
главы 7,
статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы общества о неверной квалификации совершенных им административных правонарушений, оспаривании в судебном порядке законности привлечения общества к ответственности судом округа отклоняются, поскольку они не являются предметом настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, являются позицией общества по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права, с изложением мотивов их непринятия.
Указанные доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу требований
статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в
пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Приведенный пример судебной практики (
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8021/2021) кассационным судом не может быть принят во внимание, поскольку судебный акт по данному делу основан на иных отличных от настоящего дела доказательствах и обстоятельствах и не относятся к судебным актам, указанным в
части 4 статьи 170 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
При подаче кассационной жалобы обществом по чеку-ордеру от 26 апреля 2023 года через ПАО Сбербанк Иркутское городское отделение N 8596/20. уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (
подпункты 3,
12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ,
пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей является излишне уплаченными и подлежат возврату.
В остальной части расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании
статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2022 года по делу N А19-18043/2022,
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Север" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 26 апреля 2023 года через ПАО Сбербанк Иркутское городское отделение N 8596/20.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
М.М.ШЕЛЕМИНА