Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Верховного Суда РФ от 20.04.2015 N 301-АД15-423 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2014 по делу N А29-387/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения доказано.


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.10.2014 по делу N А29-387/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения доказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А29-387/2014
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Продопт-Р"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014,
принятое судьями Ольковой Т.М., Караваевой А.В., Кононовым П.И.,
по делу N А29-387/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продопт-Р"
(ИНН: 1101128930, ОГРН: 1061101044223)
к отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Продопт-Р" (далее - Общество, ООО "Продопт-Р") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.08.2013 N 604 отдела надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - административный орган, отдел надзорной деятельности) о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Второго арбитражного апелляционного суда, а не постановление Первого арбитражного апелляционного суда.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "Продопт-Р" не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статью 27.8 КоАП РФ, часть 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Общество указывает на то, что оно не было уведомлено административным органом о проведении проверки за двадцать четыре часа, осмотр принадлежащих Обществу помещений, вещей и документов не производился и протокол не составлялся.
Подробно доводы ООО "Продопт-Р" изложены в кассационной жалобе.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Продопт-Р" отделом надзорной деятельности проведена внеплановая выездная проверка с целью установления фактов нарушений требований пожарной безопасности (распоряжение от 11.07.2013 N 1164).
По выявленным в ходе проверки нарушениям требований пожарной безопасности был составлен акт от 19.07.2013 N 1164. На основании данного акта составлены предписания от 19.07.2013 N 1164/1/1 и N 1164/1/2 сроком исполнения до 20.10.2013.
В отношении ООО "Продопт-Р" составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2013 N 844 при участии законного представителя Гаврилова С.Г.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем главного государственного инспектора города Сыктывкара по пожарному надзору вынесено постановление от 21.08.2013 N 604 о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
ООО "Продопт-Р" не согласилось с постановлением от 21.08.2013 N 604 и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.5, частью 4 статьи 20.4, статьями 26.1, 26.2, 28.1 КоАП РФ, статьями 1, 37, частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 4, 51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), пунктами 35 - 37 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Арбитражный суд Республики Коми исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, принял по делу новый судебный акт. Суд посчитал, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности (статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Продопт-Р" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности установлен судом апелляционной инстанции, документально подтвержден и заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Окружной суд отклоняет, как несостоятельный, довод ООО "Продопт-Р" о неправильном применении Первым арбитражным апелляционным судом статьи 27.8 КоАП РФ, так как при наличии иных доказательств, свидетельствующих о совершении Обществом административного правонарушения (акт проверки от 19.07.2013 N 1164 и протокол об административном правонарушении от 22.07.2013 N 844), отсутствие протокола осмотра принадлежащих Обществу помещений, вещей и документов не опровергает наличия в действиях нарушителя события вменяемого правонарушения.
Событие вменяемого Обществу правонарушения установлено административным органом и подтверждается материалами дела.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что в нарушение части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ он не был уведомлен не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки.
В названной части установлено, что положения данного Закона, обязывающие уведомить юридическое лицо о проведении внеплановой выездной проверке не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом не распространяются на случаи проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
Внеплановая проверка в отношении ООО "Продопт-Р" проведена на основании абзаца "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно после того, как поступили в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из материалов дела следует, что в административный орган поступило письменное заявление граждан (N 2881 от 03.07.2013) с указанием на нарушение Обществом требований пожарной безопасности.
Следовательно, у административного органа отсутствовала обязанность уведомить Общество о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Довод заявителя жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания не было вручено директору юридического лица Гаврилову С.Г., отклоняется судом кассационной инстанции в связи с тем, что оно постановление было направлено отделом надзорной деятельности 23.08.2013 (согласно штампу на конверте) по адресу: город Сыктывкар, улица Коммунистическая, дом 27, квартира 45, то есть на юридический адрес ООО "Продопт-Р". Конверт с постановлением вернулся отправителю с отметкой органа почтовой связи "Возвращается за истечением срока хранения". Таким образом, адресат считается извещенным надлежащим образом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Продопт-Р" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А29-387/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продопт-Р" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА