Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 24.01.2013 N ВАС-18477/12 отказано в передаче дела N А40-33077/2012-139-307 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Постановлением ФАС Московского округа от 01.10.2012 по делу N А40-33077/12-139-307 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 N 09АП-15394/2012-АК по делу N А40-33077/12-139-307
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, так как факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения документально подтвержден.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 N 09АП-15394/2012-АК по делу N А40-33077/12-139-307
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, так как факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения документально подтвержден.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. N 09АП-15394/2012-АК
Дело N А40-33077/12-139-307
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В. Румянцева
судей: Д.Е. Лепихина, Б.С. Веклича
при ведении протокола
помощником судьи М.А. Шимкус
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Детский мир-Центр" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012 г. по делу N А40-33077/12-139-307, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ОАО "Детский мир-Центр" (117415, Москва, Проспект Вернадского, д. 37, корп. 3)
к 1. ГУ МЧС России по г. Москве (125009, Москва, ул. Тверская, д. 8/2)
2. Управлению по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве (129223, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 23)
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя:
Ченокал А.В. - по дов. от 25.03.2012, N 80/12
от ответчика:
Артамонов В.В. - по дов. от 23.05.2012, N 268-25
установил:
ОАО "Детский мир-Центр" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлению по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве (далее Управление, административный орган) по делу N 2/114 от 16.02.2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением от 28.04.2012 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласился с выводами, изложенными в решении суда, и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить. Ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку полагает, что общество не было извещено надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, представителю общества не были разъяснены права и обязанности. Административный орган привлек к ответственности, в том числе, за эксплуатацию оконных проемов с установкой глухих металлических решеток, тогда как указанное нарушение не было зафиксировано в постановлении о возбуждении административного дела. Полагает, что не доказан состав административного правонарушения.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, представитель в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, оставить судебный акт без изменения. Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из фактических обстоятельств дела, в период с 28.12.2011 по 01.02.2012 совместно со специалистами Мосжилинспекции, Северо-Восточного ТБТИ, ГУП г. Москвы ДЕЗ Бабушкинского района, 2 РОГНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве, ТО Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО, Мосгосстройнадзора г. Москвы была проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в нежилых помещениях по адресу: г. Москва, ул. Менжинского, д. 23, к. 1
В ходе проверки установлено, что нежилые помещения площадью 3831,7 кв. м расположенные на первом этаже во встроено-пристроенной зоне 14-ти этажного, крупнопанельного, многосекционного жилого дома, 1988 года строительства (типовой проект серии П-55 - автор МНИИТЭП) по адресу: г. Москва, ул. Менжинского, д. 23, к. 1, принадлежат ЗАО "Искра-5 товары для детей" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 77 АД N 300619.
ЗАО "Искра-5 Товары для детей" заключило договор аренды нежилых помещений от 18.03.2006 с ОАО "Детский мир-Центр" находящихся по адресу: г. Москва, ул. Менжинского, д. 23, к. 1.
ОАО "Детский мир-Центр" в соответствии с п. 1.8 Устава располагается по адресу: г. Москва, 117415, пр-т Вернадского, д. 37, к. 3. ОГРН 1027700047100. ИНН 7729355029. КПП 772901001. Генеральным ОАО "Детский мир-Центр" на основании приказа является Левкин Г.Г.
В ходе проведения проверки с выходом на место 28.12.2011 с 09:00 по 19:00 по адресу: г. Москва, ул. Менжинского, д. 23. корп. 1 при обследовании помещений, используемых ОАО "Детский мир-Центр" были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), зарегистрированных Министерством Юстиции Российской Федерации 27.07.2003, регистрационный номер N 4838, утвержденные приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003, а именно: допущена эксплуатация оконных проемов с установкой глухих металлических решеток (глухие металлические решетки установлены одновременно с распашными решетками) (п. 40 ППБ 01-03); не указано место расположения ключей от распашных решеток, от эвакуационного выхода, (п. 44 ППБ 01-03); допущено захламление путей эвакуации горючими материалами, а именно: коробками с товаром, (п. 53 ППБ 01-03); допущено хранение горючих материалов (товаров) на расстоянии менее 0,5 метра до светильника, (п. 62 ППБ 01-03); нет указателя "эвакуационный выход" непосредственно над запасным выходом на ул. Менжинского (напротив 1 подъезда дома), (п. 53 ППБ 01-03); светильники используются без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников, (п. 60 ППБ 01-03); отсутствуют (не соответствует) ГОСТ планы эвакуации людей при пожаре, (п. 16 ППБ 01-03). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки.
01.02.2012 в связи с выявленными нарушениями Бабушкинским межрайонным прокурором г. Москвы Митяевым В.А. в присутствии законного представителя общества Ченокал А.В., действующего по доверенности от 11.04.2011 N 163/11 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
16.02.2012 заместителем главного государственного инспектора города Москвы - зам. начальника 2-го Регионального отдела Государственной надзорной деятельности Управления по СВАО ГУ МЧС России по городу Москве Миляевым А.А. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании постановления незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно требованиям ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной безопасности, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Нарушение ОАО "Детский мир-Центр" правил ППБ 01-03 подтверждается имеющейся в материалах дела фототаблицей, актом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Доводы общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности были исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены в связи со следующим.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в присутствии представителя ОАО "Детский мир-Центр" Ченокал А.В., действующей на основании доверенности от 11.04.2011 г., а постановление о назначении административного наказания от 16.02.2012 г. N 2/114 вынесено при участии представителя ОАО "Детский мир-Центр" Султанова В.С., также действующего на основании доверенности от 22.02.2011 N 95/11. При этом в административном деле имеется описи вложения в ценное письмо и почтовые квитанции от 08.02.2012 о направлении по известным адресам общества определений о назначении места и времени рассмотрения административного дела.
Судом апелляционной инстанции поддерживается вывод суда первой инстанции о том, что при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2012 с соблюдением указанных требований ст. 28.2 КоАП РФ непосредственно участвовал представитель общества Ченокал А.В., который была уполномочен вести от имени ОАО "Детский мир-Центр" дела в государственных органах с правом совершения всех процессуальных действий предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе участие в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве представителя или защитника, с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных статьей 25.5 КоАП РФ.
Суд принимает во внимание разъяснения, данные в пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", в соответствии с которыми при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом.
В рассматриваемом случае представитель ОАО "Детский мир-Центр", действующий на основании доверенности, фактически прибыл для участия в вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, при этом обоснованных и мотивированных возражений по существу вменяемого правонарушения не заявил.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что факт совершения заявителем указанного административного правонарушения документально подтвержден, правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представителю общества Султанову В.С. не были разъяснены права и обязанности при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку, по мнению подателя жалобы, отсутствует его подпись об этом в постановлении, признаются судебной коллегией необоснованными в связи с тем, что его права и обязанности при рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением обществом правил пожарной безопасности прямо указаны в его доверенности от 22.02.2011 N 95/11.
Ссылка на то, что административный орган привлек к ответственности, в том числе, за эксплуатацию оконных проемов с установкой глухих металлических решеток, тогда как указанное нарушение не было зафиксировано в постановлении о возбуждении административного дела, отклоняется, поскольку административным органом выявлен ряд нарушений ППБ, в связи с чем состав административного правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным органом доказан.
Таким образом, изложенные выше доводы апеллянта не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012 г. по делу N А40-33077/12-139-307 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
Б.С.ВЕКЛИЧ
Д.Е.ЛЕПИХИН