Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 N 09АП-27727/2012 по делу N А40-67758/12-144-321
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, что исключает возможность обсуждения судом вопросов о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 N 09АП-27727/2012 по делу N А40-67758/12-144-321
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, что исключает возможность обсуждения судом вопросов о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. N 09АП-27727/2012
Дело N А40-67758/12-144-321
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей Е.В. Пронниковой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Яцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "09" августа 2012 г. по делу N А40-67758/12-144-321, принятое судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679, 129110, г. Москва, Олимпийский проспект, д. 5, стр. 1)
к Главному управлению Государственного Административно-технического надзора по Московской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Трубичкин М.В. по дов. от 01.01.2012,
от ответчика: Соловьев Е.Н. по дов. от 30.03.2012,
установил:
Решением от 09.08.2012 по делу N А40-67758/12-144-321 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" (общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (ответчик, административный орган) от 19.04.2012 N 21/831/36 о привлечении общества к административной ответственности на основании п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие состава административного правонарушения, соблюдение административным органом сроков и порядка составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении.
Не согласившись с данным решением, заявитель в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 19.04.2012 N 21/831/36. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие события административного правонарушения, вынесение постановления неуполномоченным должностным лицом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных правовых позиций представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым отменить обжалуемый акт, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, 03.04.2012 должностным лицом ответчика, в соответствии с Законом Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ произведен осмотр территории АЗС "ЛУКОЙЛ" по адресу Московская область, Серебряно-Прудский район, автодорога М6 "Каспий" 173 км.
В ходе осмотра административным органом установлено, что навес АЗС с правой стороны имеет разрушения поверхности площадью 0,3 кв. м.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра территории (объекта) от 03.04.2012 (л.д. 33).
В процессе проведения осмотра применялась фотосъемка. Копии фотоматериалов представлены административным органом в материалы дела (л.д. 34 - 39).
Протоколом об административном правонарушении от 13.04.2012 N 21/831/36 зафиксировано совершение ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03, выразившегося в ненадлежащем содержании навеса, что является нарушением требований ст. 10 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (л.д. 50).
19.04.2012 консультантом территориального отдела N 21 старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление N 21/831/36 (л.д. 55) о назначении заявителю административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем случае постановление об административном правонарушении вынесено административным органом, не имеющим соответствующих полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено п. 1.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) (введены в действие с 01.11.2001 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, в государственной регистрации не нуждается (Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 N 07/10035-ЮД) настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
Требования к зданиям и сооружениям АЗС изложены в разделе 8 РД 153-39.2-080-01.
В частности, в соответствии с п. 8.5. металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные - не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций. Согласно пункту 8.7 кровли зданий и сооружений АЗС периодически осматриваются и содержатся в исправном состоянии и своевременно очищаются ото льда и снега.
Пунктом 2.18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций установлено, что контроль и надзор за соблюдением настоящих Правил технической эксплуатации АЗС осуществляется государственным энергетическим надзором.
Как усматривается из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. п. 2.1 и 2.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) автозаправочные станции являются опасными объектами.
Следовательно, надзор за деятельностью АЗС, в том числе, эксплуатацией зданий и сооружений автозаправочных станций, должен осуществляться государственным энергетическим надзором либо иным, уполномоченным в порядке п. 1 ст. 5 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем случае ответчик не является органом государственного энергетического надзора, надзорные функции в области промышленной безопасности в установленном порядке на Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области также не возлагались.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Таким образом, административный орган, принявший оспариваемое постановление, не наделен соответствующими полномочиями на осуществление надзора за деятельностью заявителя и эксплуатацией последним зданий и сооружений АЗС.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, что в свою очередь исключает возможность обсуждения апелляционным судом вопросов о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" не соответствующим материалам дела и подлежащем отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "09" августа 2012 г. по делу N А40-67758/12-144-321 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления Государственного Административно-технического надзора по Московской области от 19.04.2012 N 21/831/36 о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2001-ОЗ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
Э.В.ЯКУТОВ