Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 N 09АП-18135/2013 по делу N А40-1217/2013
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение требований пожарной безопасности, отказано правомерно, поскольку при эксплуатации нежилых помещений заявитель был обязан произвести мероприятия по приведению помещений в состояние, соответствующее требованиям норм и правил и правил пожарной безопасности, однако этого не сделал.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 N 09АП-18135/2013 по делу N А40-1217/2013
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение требований пожарной безопасности, отказано правомерно, поскольку при эксплуатации нежилых помещений заявитель был обязан произвести мероприятия по приведению помещений в состояние, соответствующее требованиям норм и правил и правил пожарной безопасности, однако этого не сделал.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. N 09АП-18135/2013
Дело N А40-1217/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Яковлевой Л.Г., Попова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП г. Москвы "Объединенный комбинат школьного питания" СВАО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2013 по делу N А40-1217/2013, принятое судьей Семушкиной В.Н.
по заявлению ГУП г. Москвы "Объединенный комбинат школьного питания" СВАО (ОГРН 5087746122316, 129281, г. Москва, ул. Изумрудная, д. 5)
к Управлению по СВАО Главного Управления МЧС России по г. Москве (129223, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 23)
о признании незаконным и отмене постановлений N 2/1031, 2/1033, N 2/1029 от 20.12.2012
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Объединенный комбинат школьного питания" СВАО (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановлений от 25.04.2012 N 2/1029, N 2/1031, N 2/1033 заместителя начальника Главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору, заместителя 2 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве (далее - МЧС, ответчик) о привлечении ГУП "Объединенный комбинат школьного питания" СВАО к административной ответственности по
ч. 1 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением суда от 18.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом с суд пришел к выводу, что оспариваемые постановления соответствуют закону, вынесены с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Предприятие не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Представители сторон в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь
ст. ст. 121,
123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в
п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со
ст. ст. 266,
268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 10.12.2012 при проведении плановой выездной проверки 2 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Изумрудная, д. 5 в помещениях и на территории ГУП г. Москвы "Объединенный комбинат школьного питания" СВАО установлены нарушения
Правил противопожарного режима в РФ (Утв. ПП РФ от 25.04.2012 N 390) (далее - Правила).
Согласно протоколу N 1029, установлены следующие нарушения
Правил:
В подвале: 1) в помещении N 32 (Склад) по план) ТБТИ установлена штепсельная розетка (
п. 348 Правил); 2) в помещении N 29 (Склад) по план) ТБТИ установлен выключатель (
п. 390 Правил); 3) в помещении N 2. 12 по плану ТБТИ допустил эксплуатацию светильников со снятыми колпачками, предусмотренными конструкцией осветительного прибора (
п. 42 "в" Правил);
На 1 этаже: 1) дверь электрощитовой выполнена не в противопожарном исполнении (
ч. 4 ст. 4 123-ФЗ и п. 1.08.02 СНиП -89*); 2) в помещении N 42 по плану ТБТИ допустил эксплуатацию светильников со снятыми колпачками, предусмотренными конструкцией осветительного прибора (
п. 42 "в" Правил);
На 2 этаже: 1) в поэтажном коридоре лестничной клетке "А" по плану ТБТИ устроено подсобное помещение (
п. 23 "к" Правил); 2) в помещении N 5 и 9 согласно планам ТБТИ руководителем организации не определен порядок и сроки проведения работ по отчистке воздуховодов и вентиляционных камер от горючих отходов с составлением соответствующего акта (согласно
п. 50 Правил работы должны проводиться не реже 1 (одного) раза в год).
Общие нарушения: 1) инструкция о мерах но пожарной безопасности не соответствует
разделу XVIII Правил; 2) не проведены работ по заделке негорючими материалами (обеспечивающими требующий предел огнестойкости и дымозагазованности) образовавшихся зазоров и отверстий в местах пересечения противопожарных преград с различными инженерными (в том числе и электрическими проводами и кабелями) и технологическими коммуникациями (
п. 22 Правил); 3) не обеспечено с годовым планом-графиком (составляемых с учетом технической документацией завода изготовителя и срокам выполнения ремонтных работ) проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (
п. 63 Правил).
Согласно протоколу N 1031, установлены следующие нарушения
Правил:
На 1 этаже: 1) в электрощитовой допущено размещение (складирование) горючих материалов (
п. 41 Правил); 2) не обеспечена организация проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раза в год - весной и осенью - (
п. 55 Правил); 3) руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей (Периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей). Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале, в произвольной форме (
п. 478 Правил).
Согласно протоколу N 1033, установлены следующие нарушения
Правил:
В подвале: 1) не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией следующие помещения согласно плана ТБТИ, а именно N 2, 4 (
ч. 4 ст. 4 ФЗ-123;
п. 1 и
п. 3 НПБ 110-03;
таблица 1 и
3); 2) ширина и высота в свету эвакуационного выхода возле помещения N 8 по план ТБТИ не соответствует нормам (
ч. 4 ст. 4 123-ФЗ и
п. 6.16 СНиП-21.01.97*); 3) в тамбуре эвакуационного выхода возле помещения N 8 по плану ТБТИ установлено технологическое оборудование (
п. 36 "б" Правил).
На 1 этаже: 1) не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией следующие помещения согласно плану ТБТИ, а именно N 2а 26 (
ч. 4 ст. 4 ФЗ-123;
п. 1 и
п. 4 НПБ 110-03;
таблица 1 и
3); 2) на лестничной клетке ведущей в помещение N 25а 2-го этажа на 1-й этаж согласно плана ТБТИ установлен металлический шкаф (
п. 23 "к" Правил); 3) на путях эвакуации в помещении N 2 (Холл) согласно плана ТБТИ установлены металлические шкафы, расположено старое оборудование (
п. 36 "б" Правил): 4) отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери на лестничной клетке "А" и "Б" согласно плану ТБТИ (
п. 62 Правил); 5) отсутствует на двери устройство для самозакрывания не лестничной клетке "Б" согласно плана ТБТИ (
п. 62 Правил); 6) отделка стен торгового помещения N 1 согласно плана ТБТИ магазина "Кулинария" горючими материалами (Пластиковые панели) (
ч. 4 ст. 4 ФЗ-123
таблица 3 и
29); 7) тамбур эвакуационного выхода помещения N 72 по плану ТБТИ отделан горючими материалами (Пластиковые панели) (
ч. 4 ст. 4 123-ФЗ
таблица 3 и
29 и
п. 6.25 СНиП 21.01.97*).
На 2 этаже: 1) не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации следующие помещения согласно плану ТБТИ, а именно N 1, 2, 3а, 3б, 4, 5, 9, 25б, 26, 28, 30, 38, 38а, 44, 46 (
ч. 4 ст. 4 ФЗ-123
таблица 3 и
29,
п. 1 и
п. 4 НПБ 110-03
таблица 1 и
3); 2) на лестничной клетке, на уровне чердака, организовано хранение горючих предметов (Коробки, тара) (
п. 23 "к" и
36 "б" Правил).
10.12.2012 г. государственным инспектором города Москвы по пожарному надзору - старшим инспектором 2 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве были составлены протоколы об административном правонарушении N 1029, 1031, 1033.
20.12.2012 заместителем главного государственного инспектора города Москвы по пожарному надзору, заместителем начальника 2 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве были вынесены постановления:
N 2/1029 о привлечении Предприятия к административной ответственности по
ч. 1 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ - в виде предупреждения;
N 2/1031 о привлечении Предприятия к административной ответственности по
ч. 1 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ - в виде предупреждения;
N 2/1033 о привлечении Предприятия к административной ответственности по
ч. 1 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ - в виде штрафа - 150 000 руб. 00 коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, оценив в порядке
ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (
ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно
п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, заявителю вменяются нарушение
пунктов 22,
63,
55,
478 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Факт вменяемого предприятию правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколами осмотра от 03.12.2012, актами проверки от 21.12.2012, составленными в присутствии законного представителя предприятия, протоколами об административном правонарушении, фотоматериалами.
В нарушение
ст. 65 АПК РФ доказательств отсутствия выявленных нарушений на момент проверки заявителем не представлено.
Таким образом, при эксплуатации нежилых помещений заявитель был обязан произвести мероприятия по приведению помещений в состояние соответствующее требованиям норм и правил и правил пожарной безопасности.
Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции неправомерно вынес одно решение по трем самостоятельным административным правонарушениям, отклоняются судом, поскольку в силу
ч. 2 ст. 167,
ч. 3 ст. 130 АПК Российской Федерации разъединение заявленных требований и вынесение отдельного судебного акта по каждому из требований объединенных в одном деле, является правом, а не обязанностью суда.
Кроме того, заявитель, при обращении в Арбитражный суд г. Москвы, воспользовался своим правом, предусмотренным
ч. 1 ст. 130 АПК РФ, объединив в заявлении три требования о признании незаконными трех постановлений о привлечении Общества к административной ответственности.
Все нарушения, допущенные заявителем были выявлены сотрудниками ответчика в ходе проведения одной проверки, в связи с чем заявленные требования связаны между собой по представленным доказательствам.
Оценивая материалы дела, апелляционный суд считает, что административным органом доказаны как событие административного правонарушения, так и вина заявителя в его совершении.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протоколы составлены и постановления вынесены уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Доводы о незаконности указанных постановлений, ввиду привлечения заявителя к ответственности за данные правонарушения в апреле 2012 года являются несостоятельными, ввиду неверного толкования норм права.
Привлечение Предприятия к административной ответственности в апреле 2012 года не свидетельствует о наличии у него возможности безнаказанно нарушать правила пожарной безопасности в дальнейшем.
Повторное выявление нарушений правил пожарной безопасности в декабре 2012 года указывает на наличие в действиях заявителя самостоятельных составов административных правонарушений, характеризующихся иным периодом их совершения, за которые Предприятие не привлекалось к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со
ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2013 по делу N А40-1217/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, а в части постановлений N 2/1029, 2/1031 только по основаниям, предусмотренным
ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА