Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 09АП-14130/2012-АК по делу N А40-16979/12-149-159
Заявление об отмене постановления органа власти о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку протокол осмотра территории составлен должностным лицом ответчика без участия представителя заявителя и без понятых.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 09АП-14130/2012-АК по делу N А40-16979/12-149-159
Заявление об отмене постановления органа власти о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку протокол осмотра территории составлен должностным лицом ответчика без участия представителя заявителя и без понятых.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. N 09АП-14130/2012-АК
Дело N А40-16979/12-149-159
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Алексеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Седьмой Континент"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2012 по делу N А40-16979/12-149-159, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению ОАО "Седьмой Континент" (ОГРН 1027700093343, 125581, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 8, стр. 1)
к Управлению государственной надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.12.2011 N 9-8-1284
при участии:
от заявителя: Терешина И.В. по доверенности от 11.05.2012 N 288;
от ответчика: Воронин П.С. по доверенности от 10.01.2012 N 54-25,
установил:
ОАО "Седьмой Континент" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве о назначении административного наказания от 28.12.2011 N 9-8-1284.
Решением суда от 23.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым судебным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке
ст. ст. 266,
268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, постановлением от 28.12.2011 по делу об административном правонарушении N 9-8-1284 ОАО "Седьмой Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении ответчиком допущены грубые нарушения порядка привлечения к ответственности.
Согласно
ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу
ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно
ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В соответствии с
ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель юридического лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении, и пользуется всеми процессуальными правами лица, привлекаемого к административной ответственности (
ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
Определение о месте и времени рассмотрения административного дела от 23.12.2011 было вручено представителю ОАО "Седьмой Континент" Осипову С.С., действовавшему на основании доверенности от 22.08.2011 N 466.
На рассмотрение административного дела 28.12.2011 также явился Осипов С.С. с доверенностью, однако согласно пояснениям сторон к участию в деле допущен не был, так как имел общую доверенность.
Данные действия ответчика суд апелляционной инстанции оценивает как существенные нарушения установленного
КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицу, привлекаемому к ответственности, не позволило в полной мере воспользоваться предоставленными ему правами. Наличие у представителя общей доверенности не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных
ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, учитывая, что законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения административного дела.
Согласно
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу
ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
В соответствии со
ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно
ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со
ст. 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (
ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица, или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю (
ч. 4,
6 ст. 27.8 КоАП РФ).
Согласно
ч. 1,
2 ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных
главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
В рассматриваемом случае обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут считаться установленными протоколом осмотра территории (т. 1, л.д. 62), так как для установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, выразившегося в конкретных действиях (бездействиях): секция по продаже пиротехнической продукции в помещении торгового зала размещена на расстоянии менее 4-х метров от эвакуационного выхода из торгового зала (
п. 162 ППБ 01-03); в магазине на случай возникновении пожара отсутствует план эвакуации на случай возникновения пожара (
п. 16 ППБ 01-03), требуется осмотр данных мест.
Протокол осмотра территории от 19.12.2011 не является допустимым доказательством по делу, так как составлен должностным лицом ответчика без участия представителя заявителя и без понятых, что не позволяет однозначно утверждать о наличии события вмененного административного правонарушения.
В соответствии со
ст. 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Согласно
ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2012 по делу N А40-16979/12-149-159 отменить.
Признать незаконным постановление Управления государственной надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве о назначении административного наказания от 28.12.2011 N 9-8-1284.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Б.С.ВЕКЛИЧ
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Н.Н.КОЛЬЦОВА