Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 09АП-32055/2011-АК по делу N А40-91140/11-92-772
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, отказано правомерно, так как факт нарушения требований пожарной безопасности документально подтверждается. При этом по существу Обществом не приведено доводов в опровержение установленных ответчиком фактов нарушений требований пожарной безопасности.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 09АП-32055/2011-АК по делу N А40-91140/11-92-772
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, отказано правомерно, так как факт нарушения требований пожарной безопасности документально подтверждается. При этом по существу Обществом не приведено доводов в опровержение установленных ответчиком фактов нарушений требований пожарной безопасности.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2012 г. N 09АП-32055/2011-АК
Дело N А40-91140/11-92-772
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.01.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2011
по делу N А40-91140/11-92-772, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ОАО "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195; г. Москва, ул. Вавилова, д. 19)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (Главное управление МЧС по г. Москве)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Елизарова В.Ю. по доверенности от 19.07.2010,
представитель ответчика не явился, извещен,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2011, принятым по данному делу, оставлено без удовлетворения заявление ОАО "Сбербанк России" о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС России по г. Москве от 29.07.2011 N 579 о привлечении ОАО "Сбербанк России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения. Установленную нормами КоАП РФ процедуру привлечения Общества к административной ответственности суд посчитал соблюденной.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе ОАО "Сбербанк России" просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Считает, что административным органом нарушен порядок организации и проведения проверки. Указывает, что присутствовавший при проведении проверки представитель Общества по доверенности не был ознакомлен с актом проверки, копия акта ему не вручалась. Настаивает на том, что в ходе проверки представителю Общества не была предоставлена возможность дать разъяснения, не представлены документы, на основании которых проводилась проверка. Считает, что результаты проверки являются недействительными, поскольку Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, что не входило в основания для проведения проверки.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны представителя заявителя, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 01.07.2011 N 569 Управлением государственной надзорной деятельности ГУ МЧС России по г. Москве в период с 11.07.2011 по 18.07.2011 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "Сбербанк России" по адресу: г. Москва, Никитский бульвар, д. 10, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В ходе проведения проверки выявлены факты нарушения Обществом пунктов N 3, 13, 37, 40, 78, 92, 498 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
По результатам указанного осмотра сотрудниками 2 РОГНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве составлен акт проверки от 18.07.2011 N 569 (л.д. 9 - 11).
18.07.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 579 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 38 - 39).
В названном протоколе зафиксирован факт нарушения Обществом правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, а именно:
- венткамера на 7-м этаже (мансарде) (пом. 10 по плану БТИ) используется для хранения мебели (металлических шкафов) и других предметов (п. 40 ППБ 01-03);
- лестница из правой части подвала (где расположена оружейная комната) и из части подвала, где раньше располагалось хранилище, на первый этаж не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.23 СНиП 21-01-97*; ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- перед выходом из лифта в подвале отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.23 СНиП 21-01-97*; ст. 151 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- отверстия в местах пересечения инженерными коммуникациями межэтажных перекрытий не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (п. 37 ППБ 01-03);
- воздуховоды на кухне не очищаются от пыли и горючих отходов в сроки, установленные приказом по организации (п. 78 ППБ 01-03);
- в кабинете N 412 не вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03);
- в подвале технические помещения (водомерный узел, насосная и др.) используются для организации мастерских, хранения мебели и различных предметов (п. 40 ППБ 01-03);
- в насосной не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов (п. 92 ППБ 01-03);
- в подземной автостоянке, в помещении, предназначенном для хранения автомобилей, допущено совместное хранение авторезины и автомобилей (п. 498 ППБ 01-03).
Постановлением заместителя начальника 2 РОГНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве от 29.07.2011 N 579, вынесенным в отсутствие законного представителя ОАО "Сбербанк России", извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 7).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в помещениях по адресу: г. Москва, Никитский бульвар, д. 10 расположен центральный офис ОАО "Сбербанк России".
В силу приведенный норм ОАО "Сбербанк России" обязано соблюдать требования пожарной безопасности в помещении по указанному адресу.
В настоящем случае факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 18.07.2011 N 569 (л.д. 9), а также протоколом об административном правонарушении от 18.07.2011 N 579 (л.д. 38).
При этом по существу Обществом не приведено доводов в опровержение установленных ответчиком фактов нарушений требований пожарной безопасности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что акт проверки не был вручен присутствовавшему при ее проведении уполномоченному представителю Банка, а также не была предоставлена возможность дать разъяснения по факту выявленных нарушений.
Данный довод отклоняется апелляционной коллегией как несостоятельный ввиду следующего.
Как следует из ч. 4 ст. 16, ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки, является непредставление акта проверки проверяемому лицу.
В рассматриваемом случае документы по результатам проведенной в период с 11.07.2011 по 18.07.2011, в том числе акт проверки, вручены ОАО "Сбербанк России" 19.07.2011 (л.д. 31).
При этом несвоевременное представление акта проверки или несвоевременное представление приложений к нему, не является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки.
В апелляционной жалобе указывается на то, что ходе проверки представителю Общества не была предоставлена возможность дать разъяснения, не представлены документы, на основании которых проводилась проверка.
Данный довод отклоняется как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам, поскольку распоряжение от 01.07.2011 N 569 о проведении проверки с указанием предмета и оснований для ее проведения было вручено ОАО "Сбербанк России" 05.07.2011. Кроме того, при проведении проверки присутствовали представители ОАО "Сбербанк России", что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для проведения проверки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются распоряжением N 569 от 01.07.2011.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела, а вину Общества в его совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом установленный нормами КоАП РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности ответчиком соблюден: протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя Общества, при наличии у ответчика доказательств извещения законного представителя о месте и времени совершения названных процессуальных действий.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2011 по делу N А40-91140/11-92-772 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
И.В.БЕКЕТОВА