Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 09АП-5090/2012-АК по делу N А40-106556/11-144-946
Исковые требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений на ввоз товаров удовлетворены правомерно, так как материалы дела свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 09АП-5090/2012-АК по делу N А40-106556/11-144-946
Исковые требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений на ввоз товаров удовлетворены правомерно, так как материалы дела свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. N 09АП-5090/2012-АК
Дело N А40-106556/11-144-946
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2012.
Полный текст постановления изготовлен 03.04.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Распутиной И.И.,
при участии:
от истца: Зубрицкий А.Ю. по дов. от 20.01.2012; Воробьева А.К. по дов. от 15.09.2011;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2012 по делу N А40-106556/11-144-946 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ООО "Главпироснаб" (ОГРН 1057747347547, 127106, г. Москва, пр. Нововладыкинский, дом 8, стр. 3)
к Читинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Главпироснаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Забайкальской таможни от 29.08.2011 по делу об административном правонарушении N 10617000-272/2011 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
В порядке ст. 48 АПК РФ протокольным определением судом произведена замена ответчика по настоящему делу - Забайкальской таможни на его правопреемника - Читинскую таможню (далее - ответчик, таможенный орган), в связи с реорганизацией Забайкальской таможни путем присоединения ее к Читинской таможне.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2012 заявленные требования удовлетворены ввиду отсутствия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом податель жалобы указывает, что в данном случае на товары обществом должен быть предоставлен разрешительный документ о прохождении товаром обязательной сертификации, так как товар подпадает под установленные законодательством России и Таможенного Союза запреты и ограничения не экономического характера.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При этом от ответчика в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Читинской таможни. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.08.2009 между ООО "Главпироснаб" и "Супремо трейдинг компании ЛТД" (КНР) заключен внешнеторговый контракт N 8.
Во исполнение указанного контракта общество ввезло на территорию Российской Федерации пиротехнические изделия (код товара по ЕТН ТН ВЭД 3604100000), которые 15.11.2010 были заявлены к таможенному оформлению в Забайкальской таможне.
При таможенном оформлении указанных изделий обществом были представлены необходимые документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации N 10617012/151110/0000828 сведения.
В частности обществом были предъявлены сертификаты соответствия на вышеуказанный товар от 11.05.2010 N РОСС CN.ЦЦ09, РОСС CN.ЦЦ09.А00513 и РОСС CN.ЦЦ09.А00514.
Указанный товар прошел таможенное оформление и выпущен в свободное обращение.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки ответчик пришел к выводу о том, что обществом не были соблюдены установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
30.03.2011, усмотрев в действиях заявителя данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, таможенный орган в отношении общества возбудил дело об административном правонарушении N 10617000-272/2011.
29.06.2011 ответчиком в отношении ООО "Главпироснаб" составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 29.08.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10617000-272/2011, которым ООО "Главпироснаб" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Главпироснаб" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Арбитражный суд в соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Лицо, согласно ст. 1.5 КоАП РФ подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая общество к административной ответственности, таможенный орган исходил из того, что заявителем не были соблюдены установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Между тем, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого постановления таможенного органа и неправомерности привлечения ООО "Главпироснаб" к административной ответственности.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ч. 1 ст. 152 ТК ТС).
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ч. 2). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (ч. 3).
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (ч. 1 ст. 181 ТК ТС).
На основании ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам, в соответствии с указанной статьей относятся, в том числе и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При осуществлении таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза, таможенный контроль в части соблюдения мер технического регулирования осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащих обязательной оценке (подтверждению) соответствия, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе".
Данным нормативным актом (Приложение N 6) определен Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень продукции).
Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств - членов Таможенного союза (п. 2 Примечания к Единому перечню продукции).
Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) и п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия".
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются (п. 3 ст. 46 Закона о техническом регулировании): Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Такие перечни продукции утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2009 N 1082 (далее - Технический регламент).
Согласно п. 36 Технического регламента пиротехническая продукция подлежит обязательному подтверждению требованиям Технического регламента в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Исключения для продукции, предназначенной для профессиональной демонстрации, Технический регламент не содержит. Однако пиротехническая продукция, приведенная в Приложении 1 Технического регламента, не содержит кодов товаров по ТН ВЭД, а в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 29 Закона о техническом регулировании для целей таможенного оформления утверждаются, не позднее чем за 30 дней со дня вступления в силу Технического регламента - списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием кодов ТН ВЭД ТС.
До настоящего момента список пиротехнической продукции, подпадающей под действие Технического регламента, с указанием кодов ТН ВЭД ТС, не утвержден.
Таким образом, при сертификации пиротехнической продукции необходимо руководствоваться списком товаров, включенным в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, согласно которому в Единый перечень пиротехнической продукции, подлежащей обязательной сертификации, не входит продукция для профессиональной демонстрации.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Закон о техническом регулировании регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия (ст. 1 Закон о техническом регулировании).
На основании ст. 2 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров осуществляется, в форме сертификации, соответствующим органом по сертификации (аккредитованным в установленном порядке), а документом удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров в определении данного Закона является сертификат соответствия.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона РФ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что таможенным органам одновременно с грузовой таможенной декларацией представляются документы о соответствии товаров обязательным требованиям.
В настоящем случае при таможенном оформлении пиротехнических изделий все необходимые документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации N 10617012/151110/0000828 сведения, таможенному органу были представлены, что подтверждается решением Забайкальской таможней о выпуске товара, заявленного по данной таможенной декларации.
Обществом, в частности, были предъявлены сертификаты соответствия на вышеуказанный товар от 11.05.2010 N РОСС CN.ЦЦ09, РОСС CN.ЦЦ09.А00513 и РОСС CN.ЦЦ09.А00514.
Согласно информации, содержащейся в данных сертификатах, ввезенный товар относится к пиротехническим изделиям для профессиональной демонстрации 4 класса опасности.
При этом, как правильно отметил суд, указанные сертификаты выданы специализированным органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с требованиями законодательства, в форме подтверждения соответствия, установленной для данной продукции (добровольное подтверждение соответствия, ст. 21 Закона о техническом регулировании).
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель при таможенном оформлении товаров указал все необходимые сведения, а также представлены все соответствующие и необходимые документы на товар данного класса опасности, из которых следует, что заявленный в таможенной декларации товар относится к пиротехнической продукции для профессиональной демонстрации 4 класса опасности по ГОСТ Р 51270-99. Поэтому данная продукция не подлежит обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.
Доказательств того, что ввезенный обществом товар не относиться к пиротехническим изделиям для профессиональной демонстрации, таможенным органом в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ с учетом положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ суду не представлено.
Кроме того, как достоверно установлено судом первой инстанции, ввезенный обществом товар был реализован не в свободной продаже для бытового назначения, а исключительно занимающемуся фейерверками профессиональному юридическому лицу ООО "СЛК", имеющему соответствующую лицензию на организацию проведения фейерверков с использованием пиротехнических изделий.
Таким образом, изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких данных судебная коллегия полагает, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности.
Судом первой инстанции, а также судом апелляционной инстанции проверен порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение соблюден.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2012 по делу N А40-106556/11-144-946 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи
Л.А.МОСКВИНА
С.Л.ЗАХАРОВ