Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 N 09АП-16283/2012 по делу N А40-34952/12-149-322
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности правомерно отказано, поскольку состав вмененного обществу правонарушения подтвержден представленными доказательствами, кроме того, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 N 09АП-16283/2012 по делу N А40-34952/12-149-322
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности правомерно отказано, поскольку состав вмененного обществу правонарушения подтвержден представленными доказательствами, кроме того, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2012 г. N 09АП-16283/2012
Дело N А40-34952/12-149-322
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Каменецкого Д.В.
Пронниковой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "МОСКВИЧКА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.05.2012 по делу N А40-34952/12-149-322 судьи Кузина М.М.
по заявлению ОАО "МОСКВИЧКА" (ОГРН 1027700368475; 109457, г. Москва, ул. Окская, д. 13)
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Бутикова Я.А. по дов. от 10.07.2012;
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.05.2012 ОАО "МОСКВИЧКА" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - ГУ МЧС) от 17.02.2012 N 1/96.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу ГУ МЧС по г. Москве не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГУ МЧС по г. Москве, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что на здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с действовавшими до 2009 года требованиями пожарной безопасности положения ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Пояснил, что принадлежащее Обществу здание построено в 1980 году, в связи с чем, требования указанного Технического регламента на него не распространяются.
Считает правомерным свой довод о совершении одного бездействия, содержащего составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и необходимости применения положений п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.02.2012 на основании распоряжения от 26.01.2012 N 46 должностным лицом ГУ МЧС по г. Москве с участием законного представителя Общества проведена плановая проверка в отношении ОАО "МОСКВИЧКА" по адресу: г. Москва, ул. Окская, д. 13.
В ходе проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных Минюстом РФ 27.06.2003 за N 4838 (далее - Правила), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Согласно Акту проверки от 17.02.2012 N 46 нарушения выразились в следующем:
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов применяются горючие металлы для отделки, облицовки стен. На путях эвакуации применяются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, в лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен в общих коридорах, холлах; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. (4-й этаж, коридоры, холлы, 2-й этаж коридор каб. 230АБ) (ППБ 01-03 п. 3, п. 53, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2, ст. ст. 53, 89 Технического регламента);
здания и помещения не в полном объеме оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации (СП 5.13130.2009 табл. А1, п. 9, ст. 54 Технического регламента);
здания и помещения не в полном объеме оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ППБ 01-03 п. 16, СП 3.13130.2009, табл. 2, п. 16, п. 17, ст. ст. 54, 84 Технического регламента);
не предусмотрено устройство системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре: - из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения; (1-й этаж, помещ. N 68, 90) - из каждого помещения без естественного освещения или с естественным освещением через окна или фонари, не имеющие механизированных (автоматически и дистанционно управляемых) приводов для открывания фрамуг окон и проемов в фонарях, в обоих случаях с площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре - площадью 50 м 2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов, а также архивов, складов бумаги; (1-й этаж, помещ. N 19, 45, 104, 106, 111; 2-й этаж, помещ. N 2, 22, 36, 60, 77; 3-й этаж помещ. N 4, 8, 10, 11, 23, 25, 34, 54, 59, 66; 4-й этаж помещ. N 3, 7, 14, 43, 46, 48, 53, 56, 5-й этаж, помещ. N 11, 14, 27, 30, 41, 47, 48) (СП 7.13130.2009 п. 7.2 в), и), ст. ст. 85, 138 Технического регламента);
не осуществляется техническое обслуживание установок пожарной сигнализации и пожаротушения, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией установленных в помещениях ангара. (ППБ 01-03 п. 96);
ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль менее ширины марша лестницы (СП 1.13130.2009 п. 4.2.5, ст. 89 Технического регламента);
на путях эвакуации со 2-го этажа помещений ангара устроена частично криволинейная в плане лестница (СП 1.13130.2009 п. 4.3.4, ст. 89 Технического регламента);
помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел. не обеспечены двумя эвакуационными выходами (1-й этаж, помещения N 19; 5-й этаж, помещения N 27-34, 48-52) (СП 1.13130.2009 п. 4.2.1, ст. 89 Технического регламента).
17.02.2011 ГУ МЧС России по г. Москве с участием законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 1/96, согласно которому ОАО "МОСКВИЧКА" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Постановлением ГУ МЧС России по г. Москве от 17.02.2012 N 1/96, вынесенным с участием законного представителя Общества, ОАО "МОСКВИЧКА" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным органом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела; оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом.
При этом, суд правомерно указал на то, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и утвержденных в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Такими нормативными документами, примененными административным органом, являются ППБ 01-03, СНиП.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в ППБ 01-03.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В соответствии с п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Пунктом 96 ППБ 01-03 установлено, что регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ПНР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и НИР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно ст. 54 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьями 84, 85, 138 указанного Закона установлены требования пожарной безопасности, соответственно, к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях, к системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты.
Исследуя материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения.
Анализируя ссылки Общества на то, что здание было построено в 1980 году, в связи с чем, положения ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на Общество не распространяются, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в силу перепрофилирования, произведенных после 1980 года изменений объемно-планировочных решений, применение норм 1980 года к данному зданию как производственному невозможно и должны применятся действующие нормативные документы.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно ст. 4 Закона на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Анализируя субъективную сторону вмененного Обществу правонарушения, суд правильно посчитал, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая доводы Общества о том, что по результатам этой же проверки, помимо оспариваемого постановления ГУ МЧС по г. Москве было вынесено и постановление от 17.02.2012 N 1/95, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд обоснованно обратил внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное нарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из смысла данных норм следует, что правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное правонарушение, образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой. В пределах санкции одной из норм административное наказание назначается в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Каждая часть ст. 20.4 КоАП РФ содержит самостоятельный состав административного правонарушения; протокол об административном правонарушении составляется по правилам ст. 28.2 КоАП РФ за каждое правонарушение отдельно.
Поскольку КоАП РФ не предусмотрен порядок объединения дел об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ могут применяться лишь при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу. Однако нормы нарушения законодательства о пожарной безопасности являются самостоятельными и принцип совокупности к ним неприменим. Таким образом, при решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности по нескольким частям ст. 20.4 применяются положения ч. 1. ст. 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.05.2012 по делу N А40-34952/12-149-322 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Е.В.ПРОННИКОВА