Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 N 09АП-24776/2012-АК по делу N А40-67125/12-121-636
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам отказано правомерно, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, но не были приняты меры по их соблюдению.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 N 09АП-24776/2012-АК по делу N А40-67125/12-121-636
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам отказано правомерно, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, но не были приняты меры по их соблюдению.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. N 09АП-24776/2012-АК
Дело N А40-67125/12-121-636
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТИНАРГ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2012 по делу N А40-67125/12-121-636, принятое судьей Каменской О.В.,
по заявлению ООО "ТИНАРГ" (ОГРН 1027739629224)
к 2-му Региональному отделу надзорной деятельности Управления по западному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: Охтин А.И. генеральный директор на основании решения N 1 от 12.05.2009;
от ответчика: Лукин М.М. по доверенности от 10.01.2012 N 47-25;
установил:
ООО "ТИНАРГ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к 2-му Региональному отделу надзорной деятельности Управления по западному административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления 24.04.2012 N 24/.
Постановлением административного органа общество привлечено к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2012 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке
ст. ст. 266,
268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей общества и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Как изложено выше, постановлением от 24.04.2012 N 24/ по делу об административном правонарушении общество привлечено к ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Диспозицией данной
нормы является нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно
ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, факт нарушения требований пожарной безопасности допущенной обществом подлежит доказыванию административным органом.
В рамках данного спора апелляционный суд в силу
ст. 64,
ч. 4 ст. 210 АПК РФ приходит к выводу о доказанности административным органом совершения обществом правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется нарушение
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ от 27.06.2003 г. N 4838 (далее - Правила пожарной безопасности).
Противоправные действия общества выразились в том, что:
- противопожарные системы и установки (систем противопожарной автоматики) не содержаться в исправном рабочем состоянии (
п. 34 Правил пожарной безопасности);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов) (
п. 51 Правил пожарной безопасности);
- регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации не осуществляется в соответствии с годовым планом-графиком специально обученным персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию по договору (
п. 96 Правил пожарной безопасности);
- при перепланировке помещений и изменении их функционального назначения не применены действующие нормативные документы в соответствии с новым значением этих помещений; при аренде помещений, арендаторами не выполняются противопожарные требования для данного типа зданий, а именно: СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений": п. 6.9, п. 6.12* - из помещений не обеспечена безопасная эвакуация людей; п. 6.27 - высота горизонтального участка пути эвакуации (коридор, в месте дверного проема) в свету менее 2 метра; СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные дома": п. 7.2.15 - помещения общественного назначения не имеют эвакуационного выхода, изолированного от жилой части здания; Нормы пожарной безопасности НПБ 88-01: п. 12.55 - помещение, где расположен прибор приемно-контрольный (пожарный пост) не оборудовано аварийным освещением; Нормы пожарной безопасности НПБ 110-03:
п. 4, таб. 3 - помещения не в полном объеме оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Организации в соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно
п. 2 Правил пожарной безопасности организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Общество является субъектом административного правонарушения и отвечает за соблюдение
Правил противопожарной безопасности в помещении.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении N 319 от 19.04.2012, актом проверки N 09/26 от 24.04.2012, а также постановлением о назначении административного наказания N 24 от 24.04.2012.
Вина общества с учетом положения
ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ заключается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения
Правил пожарной безопасности, за нарушение которых
ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
При названных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод общества о нарушении административным органом сроков проведения проверки, со ссылкой на то, что проверка проводилась в нарушение установленных для микропредприятий норм более пятнадцати часов в год, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с
п. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В
п. 2.1 Письма Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32 "Об изменениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" указано, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия. Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий. Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных
п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица. Соответственно, в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.
Согласно распоряжению от 31.03.2012 N 09/26 срок проведения проверки 20 рабочих дней, срок проведения проверки установлен с 02.04.2012 по 27.04.2012.
Из содержания акта проверки от 24.04.2012 усматривается, что проверка проводилась в течение двух дней 18.04.2012 и 24.04.2012 общей продолжительностью 2 часа.
Каких-либо доказательств достоверно подтверждающих, что административным органом нарушен срок проведения проверки обществом не представлено.
Кроме того, в обоснование заявленных требований обществом не представлено доказательств того, что в силу закона общество является микропредприятием.
Довод о неуведомлении административным органом законного представителя общества о проведении проверки за три рабочих дня до проведения фактической проверки, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Согласно
ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как следует из материалов дела, плановая проверка проведена административным органом в период с 18.04.2012 по 24.04.2012.
С распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 31.03.2012 N 09/26 ознакомлен генеральный директор общества, что подтверждается его подписью на самом распоряжении "Ознакомлен генеральный директор. Прошу назначить дату проверки на 18.04.2012".
Довод общества о том, что протокол от 19.04.2012 не может считаться результатом плановой проверки, поскольку составлен административным органом до составления акта, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Согласно
ч. ч. 1,
4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах и оформляется непосредственно после ее завершения.
В рассматриваемом случае, срок окончания плановой выездной проверки - 24.04.2012.
Таким образом, административным органом не нарушены срок и порядок проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены судом правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке
ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2012 по делу N А40-67125/12-121-636 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ