Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 N 09АП-38173/2012 по делу N А40-105773/12-130-1013
Заявление об отмене постановлений о привлечении общества к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку материалы дела свидетельствуют о наличии существенных нарушений, допущенных ответчиком при рассмотрении административного дела, исключающих возможность привлечения общества к ответственности.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 N 09АП-38173/2012 по делу N А40-105773/12-130-1013
Заявление об отмене постановлений о привлечении общества к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку материалы дела свидетельствуют о наличии существенных нарушений, допущенных ответчиком при рассмотрении административного дела, исключающих возможность привлечения общества к ответственности.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. N 09АП-38173/2012
Дело N А40-105773/12-130-1013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МЧС России по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" ноября 2012 г. по делу N А40-105773/12-130-1013, принятое судьей С.М. Андрияновой,
по заявлению ОАО "Прогресс-Электро" (ОГРН 1027739163660, 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 19А)
к 4-й РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконными постановлений от 27.03.2012
при участии:
от заявителя: Лебеденко С.А. по дов. от 14.06.2012,
от ответчиков: Зимина Е.А. по дов. от 25.12.2012,
установил:
ОАО "Прогресс-Электро" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений ГУ МЧС России по г. Москве (административный орган, ответчик) от 27.03.2012 N 131, 132, 133 о привлечении общества к административной ответственности по
ч. ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением от 13.11.2012 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил. При этом суд пришел к выводу о наличии существенных нарушений, допущенных ГУ МЧС России по г. Москве при рассмотрении административного дела, исключающих возможность привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГУ МЧС России по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. Обосновывая свою позицию, ГУ МЧС России по г. Москве указывает на соблюдение ответчиком процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке
ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по г. Москве доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования, поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Прогресс-Электро" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены оспариваемого судебного акта, с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои аргументы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сотрудниками 4 РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве на основании распоряжения Заместителя начальника 4 РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве от 01.03.2012 N 125 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами по адресу: Москва, Прянишникова, д. 19 "А".
В ходе проверки зафиксированы факты нарушения ОАО "Прогресс-Электро" требований пожарной безопасности, а именно:
п. п. 3,
34,
40,
41,
53,
57,
89,
91,
96 ППБ 01-03;
п. п. 8.6,
6.13*,
6.28,
7.14 СНиП 21-01-97*;
п. 3 т. 1 НПБ 110-03;
т. т. 1,
2 НПБ 104-03.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.03.2012 N 125.
23.03.2012 старшим инженером 4 РОНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ОАО "Прогресс-Электро" составлены протоколы об административных правонарушениях N 131, 132, 133.
Постановлениями N 131, 132, 133 от 27.03.2012 ОАО "Прогресс-Электро" привлечено к административной ответственности на основании
ч. ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 руб. по каждому из постановлений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении оспариваемых постановлений уполномоченными лицами. Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (
ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Также суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении заявителем срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренного
ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
В соответствии с
ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Как установлено судом, оспариваемые постановления получены обществом 25.07.2012. В суд первой инстанции заявитель обратился 03.08.2012, то есть с соблюдением установленного
ст. 208 АПК РФ срока. Доказательства обратного административным органом, вопреки требованиям
ч. 4 ст. 210 АПК РФ, в суд первой инстанции не представлены.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения (
ч. 3 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В результате исследования и оценки имеющихся в деле документов, судебная коллегия приходит к выводу, что в ходе сбора доказательств и производства по административному делу ответчиком допущены существенные нарушения порядка и процедуры привлечения общества к административной ответственности, свидетельствующие о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемых постановлений.
В силу
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно
ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с
КоАП РФ. Наличие объяснений заявителя является одним из источников доказательств по делу согласно
ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу норм
ч. 2 ст. 25.1 и
ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно
ч. 1,
2 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица для целей административной ответственности являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Названные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из вышеизложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется, а постановление выносится в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, или в его отсутствие, но при условии надлежащего извещения.
Имеющиеся в материалах административного дела доказательства не подтверждают соблюдение административным органом требований, предъявляемых к производству по делу об административных правонарушениях в части извещения общества о времени и месте рассмотрения дела.
На рассмотрение дел об административном правонарушении заявитель извещался Определением N 131, 132, 133 о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении от 23.03.2012 (почтовый идентификатор 12723839108802) (л.д. 46).
Согласно информации с сайта Почты России почтовое отправление 12723839108802 прибыло в место вручения 23.04.2012 (л.д. 67 - 68). Следовательно, информация о вручении почтового отправления у административного органа на момент рассмотрения дела об административном правонарушении 27.03.2012 отсутствовала, что ответчиком не оспаривается.
Иные доказательства извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях N 131, 132, 133 отсутствуют.
В соответствии с
ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Таким образом, на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях (27.03.2012) административный орган не обладал информацией об извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дел.
В соответствии с разъяснениями
п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (
часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В настоящем случае дела об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие законного представителя общества, при этом общество надлежащим образом не извещено о месте и времени совершения названного процессуального действия.
Указанное нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела об административном правонарушении. Возможность устранения этого недостатка отсутствует.
Согласно норме
ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Допущенное административным органом существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, исключают возможность обсуждения судом вопросов о наличии или отсутствии события и состава вменяемого административного правонарушения в действиях заявителя и, в силу
ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в соответствии с разъяснениями
п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 являются самостоятельным основанием для признания незаконными оспариваемых постановлений о привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных
ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "13" ноября 2012 г. по делу N А40-105773/12-130-1013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
Е.В.ПРОННИКОВА
С.Л.ЗАХАРОВ