Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 N 09АП-21288/2011-АК по делу N А40-62074/11-121-502
Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за загрязнение леса бытовыми отходами удовлетворено правомерно, так как ответчик надлежащим образом не известил заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 N 09АП-21288/2011-АК по делу N А40-62074/11-121-502
Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за загрязнение леса бытовыми отходами удовлетворено правомерно, так как ответчик надлежащим образом не известил заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2011 г. N 09АП-21288/2011-АК
Дело N А40-62074/11-121-502
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Румянцева П.В., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 12.07.2011 по делу N А40-62074/11-121-502, принятое судьей Е.А. Аксеновой,
по заявлению ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518, 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16)
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: Дорин А.М. по дов. от 18.04.2011 N 01/0400-193д;
Тимофеев А.Н. по дов. от 07.12.2009 N 01/0400-603д;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ОАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного 16.05.2011 Агентством лесного хозяйства Камчатского края (далее - административный орган). Согласно данному постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 12.07.2011 заявленные обществом требования удовлетворены, постановление по делу об административном правонарушении от 16.05.2011 признано незаконным и отменено. В обоснование своей позиции суд первой инстанции указал на нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, при этом суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Административным органом 25.02.2011 было выявлено, что в 112 квартале выдел 6 Усть-Большерецкого участкового лесничества лес загрязнен бытовыми отходами (консервными банками, использованная упаковка продуктов, ветошь, пластиковая тара, обрезки металла). Данный факт зафиксирован актом N 2 о выявлении нарушений лесного законодательства от 28.02.2011 (т. 3 л.д. 14) и фотографиями в цвете (т. 3 л.д. 49 - 54).
28.03.2011 административным органом было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неизвестного лица и проведении административного расследования.
Проведенным административным расследованием было установлено, что пользование данного лесного участка осуществляет общество на основании договора аренды лесных участков N 40 от 10.09.2010.
Согласно пп. "е" п. 39 гл. VI "Правил санитарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 414 от 29.06.2007, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Согласно п. 9 гл. II "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30.06.2007, Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Частью 1 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
25.04.2011 административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях общества усматриваются признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановлением от 16.05.2011 административный орган признал общество виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначил наказание в пределах санкций данных норм.
Апелляционный суд, изучив представленные материалы дела акт и протокол об административном правонарушении, визуально оценив фотоматериалы, руководствуясь вышеприведенными нормоположениями и ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о виновности общества во вмененных ему административных правонарушениях.
Однако, апелляционный суд, изучив материалы дела, считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении от 25.04.2011 составлен в отсутствие представителя общества, о чем в тексте протокола сделана соответствующая запись.
07.04.2011 административный орган направил в адрес общества извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В качестве доказательств вручения данного извещения обществу административным органом представлено почтовое уведомление с отметкой о вручении обществу 19.04.2011. Данное почтовое уведомление не содержит информации о том, какая корреспонденция была вручена обществу, а соответственно не доказывает, что именно извещение о времени и месте составления протокола было вручено обществу.
Факт получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении обществом отрицается.
В материалы дела представлены копии отчетов об отправке факсом документов от 06.04.2011 и 07.04.2011 из которых также не следует какой документ был направлен и кому.
Факт получения обществом извещения по средствам факсимильной связи также отрицается.
Постановление по делу об административном правонарушении от 16.05.2011 вынесено в отсутствие представителя общества.
28.04.2011 административный орган направил в адрес общества определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. В качестве доказательств вручения данного определения обществу, административным органом представлено почтовое уведомление с отметкой о вручении обществу 04.05.2011. Данное почтовое уведомление не содержит информации о том, какая корреспонденция была вручена обществу, а соответственно не доказывает, что именно определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было вручено обществу.
Факт получения определения обществом отрицается.
В материалы дела представлена копия отчета об отправке факсом документов от 29.04.2011 из которых также не представляется возможным определить, какой документ был направлен и кому.
Факт получения обществом определения по средствам факсимильной связи также отрицается.
Апелляционный суд приходит к выводу, что административным органом не было надлежащим образом извещено общество о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Из перечисленных нормоположений следует, что в обязанности административного органа вменяется не только уведомление о дате, времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Административный орган обязан обеспечить и соблюдение предоставленных законом прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, в том числе право на присутствие при рассмотрении материалов административного дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен в ст. 29.7 КоАП РФ.
Согласно п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Соответственно, административный орган, не обеспечив участие общества в рассмотрении дела об административном правонарушении, лишил общество права на разъяснение ему прав и обязанностей, заявление отводов и ходатайств.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя общества, административный орган лишил общество гарантий предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, что не может быть устранено в ходе судебного заседания.
При этом исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела административный орган должен был доказать, что общество было надлежаще извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган во исполнение положения ч. 4 ст. 210 АПК РФ названную обязанность не исполнил.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Апелляционный суд приходит к выводу, что допущенное административным органом нарушение являются существенным, лишившим общество предоставленных ему законом прав. Возможность устранить такие последствия в ходе рассмотрения дела в суде отсутствует.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о незаконности постановления по делу об административном правонарушении от 16.05.2011, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
В апелляционной жалобе изложено ходатайство административного органа о правопреемстве с приложением Постановления Губернатора Камчатского края от 22.03.2011 N 55. Против правопреемства общество не возражает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 48, ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести замену Агентства лесного хозяйства Камчатского края на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2011 по делу N А40-62074/11-121-502 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья:
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи:
Ж.В.ПОТАШОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ